Посетителям Псковского музея-заповедника показали «неведому зверушку»

Ольга Миронович / АиФ

Для всех, кто заинтересовался Днём кошек в Псковском музее-заповеднике, была впервые за несколько лет организована вечерняя экскурсия в Дом Масона, где, как выяснилось, хранится немало связанных с кошками ценных экспонатов.

   
   
Ольга Васильева. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Заведующая отделом научно-фондовой работы Ольга Васильева начала с того, что рассказала собравшимся, как древние люди обожествляли кошек и как потом из противоборства с язычниками причислили их к исчадиям ада. По её словам, прошло немало времени, прежде чем художники заново научились любоваться этими домашними животными, как любовался кошками профессор Императорской академии художеств Александр Антонович Риццони.

Картина Риццони. Фото: АиФ/ Ольга Миронович
Страж Дома Масона. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Павел Третьяков называл его картинки «прелестными», а главное, полагался на вкус академика, когда формировал свою коллекцию живописи. Но однажды в журнале «Мир искусства» вышла статья, в которой спрятавшийся под псевдонимом критик назвал Риццони худшим из современных ему художников. И именитый живописец покончил с собой, не сумев пережить такого позора.

Узнав, какая трагическая история связана с «прелестной картинкой» под названием «Кошки», экскурсанты из главного здания Псковского музея-заповедника отправились в фондохранилище, более известное, как Дом Масона, перед входом в который их, как нарочно, встретила бродячая кошка.

В самом фондохранилище псковские музейщики, в отличие от своих коллег по Эрмитажу, живых кошек не держат, зато, как все смогли убедиться, там представлено немало посвящённых кошкам произведений искусства.

Вернее, все эти раритеты так или иначе связаны с семейством кошачьих, хотя это не всегда имеет отношение к зоологии. В частности, крылатый лев как символ евангелиста Марка обязательно присутствует на золотых и серебряных накладках, которые украшают хранящиеся в Доме Масона напрестольные евангелия позапрошлого века. Эта священная «кошка», кроме того, призвана напоминать православным, что Христос боролся за веру, как лев.

Лев с напрестольного Евангелия. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Ещё одну «кошку», барса, псковичи когда-то чеканили на крохотных монетках из привозного серебра – «чешуйках» - настолько невесомых, что во время сверки фондов хранителям приходится пересчитывать их, буквально затаив дыхание, сказала Ольга Васильева.

   
   
Порховский барс. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

А в геральдическом зале Дома Масона тот же самый барс представлен на гербах всех псковских уездов.

И вдобавок его обязательно изображали на псковских цеховых знамёнах 19 века – правда, в странном обличье. Оказывается, мастеровые псковичи того времени имели настолько смутное представление о том, как должен выглядеть символ их города, что рисовали его, как выразилась Ольга Васильева, эдакой «неведомой зверушкой» - больше похожей на лошадь Пржевальского, но с усиками.

Барс на цеховом знамени псковских плотников. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

 

Смотрите также: