Необыкновенные лета. О героях былых времен

кадр из фильма / АиФ

Русская провинция

Интересно, почему киношники в этот раз выбрали Псков, если действие романов происходит в городе на Волге? Это объяснял режиссер картины Геннадий Черняев.

   
   

«Действительно, место действия романа – Саратов, туда мы и направились, начали работу.  Но в нынешнем Саратове не нашлось ни одного уголка, который бы напомнил русский город начала века. Пришлось искать другие адреса. А это оказалось трудным делом – новостройки неумолимо стирают облик старой русской провинции. Для трех серий «Первых радостей» выбрали город Калинин. Вернемся туда еще раз, когда своих повзрослевших героев придется возвращать в прежнюю обстановку. А для Саратова 1919 года выбрали Псков. Псковичи, на мой взгляд, берегут свой город. Застраивая окраины, они стараются сохранить своеобразие центра».

Кстати, в 1978 году роман Федина экранизировали во второй раз. В 1956-м была первая экранизация фильма, и довольно успешная. Но, по словам режиссёра, меняется время, люди и сам читатель уже по-другому воспринимают литературные произведения, по-иному оценивает происходящее в них. По-своему видит героев и тот, кто работает над фильмом. «Мне хочется показать не революцию сражений, сабельных атак, а то, как революция переворачивала сознание людей. Одни из героев безоговорочно приняли ее, другим нужно было пережить многое, чтобы прийти к ней и принять ее».

В Пскове снимали эпизод, когда писатель Пастухов, бежавший в Саратов с женой и сыном из голодающего Петербурга, разыскивает своего друга Цветухина в гостинице.

«Он узнал двор, хотя тополя еще щербатых асфальтовых дорожек сильно вымахали ввысь и загустели, - пишет Константин Федин. – Высокий красный дом, под своими похожими на сахарную бумагу колпаками крыш, как будто тянулся цыпочками к небу». 

Роль красного дома «исполнил» Псковский областной театр кукол. Герой идет по узенькой улочке вдоль Великой, проходит мимо гостиничного окна, разговаривает с девушкой-дежурной. Эпизод дополняют лошадь, запряженная в пролетку, прохожие – старая дама в шляпке, барышня в высоких шнурованных ботинках, рабочий, художник в старой бархатной блузе. Это статисты – самодеятельные артисты народного театра «Строитель». А в главных ролях были заняты известные актеры: Евгений Лебедев, Николай Волков, Юрий Демич, Ирина Печерникова. А еще – солдаты Псковского гарнизона. Лошадей для кавалерийского эскадрона по традиции позаимствовали у псковского ипподрома.

Наши в кино

Привлекали для съемок и актеров Псковского театра драмы. Так, Владимир Свекольников, ныне народный артист России, а тогда еще начинающий актёр, сыграл в фильме роль начальника вокзала.

   
   
Владимир Свекольников в роли Якова Свердлова. Кадр из фильма.

«Тогда я был еще, можно сказать, в начале творческого пути, - поделился воспоминаниями Владимир Степанович. - Хотя, может, с кино сложилось бы по-другому, если бы я выбрал для учебы ВГИК, а не училище имени Щепкина. Мне тогда отсоветовали выбирать институт кинематографии, мол, киноактеры - люди очень зависимые, роль можно всю жизнь ждать, а я грезил Малым театром, поэтому и выбрал «Щепку», стал театральным актёром. Кстати, это была не первая моя роль в кино. Я уже снялся к тому времени в картине «Смерть Вазир-Мухтара» в роли персидского посла. Там Грибоедова играл Владимир Рецептер. А Пушкина – Сергей Юрский».

После выхода в свет картины исполнитель главной роли Анатолий Азо (муж Ларисы Малеванной) даже прислал письмо молодому актёру, что тот был очень гармоничен в своей роли и очень хорошо смотрелся на телеэкране.

После этого амплуа в кино Владимира Свекольникова (а всего он сыграл в 7 кинофильмах) - герой гражданской войны. «Кругом голод, холод - самое то для моей комплекции, когда я исполнял роль то комиссара, то таможенника, три раза играл Якова Свердлова».

Вот и в 1980 году, когда в Пскове снимали эпизоды фильма «20 Декабря» по сценарию Юлиана Семёнова, Владимиру Свекольникову досталась роль вождя.

Фильм рассказывал о революционных событиях, о работе ВЧК. А карающий меч революции поднимают ее вожди. В роли Дзержинского выступал Михаил Козаков. Ленина сыграл Кирилл Лавров, а Свердлов достался Владимиру Свекольникову.

  «Хлеб киноактёра  не сладок, - уверяет Владимир Свекольников. -  В 1988 году я снимался в картине «Хлеб – имя существительное». Так представьте, чтобы до места съёмок добраться, а дело было зимой, надо было ночь до Москвы трястись, потом на самолет – и в Саратов, потом до какого-то места на автобусе. Там встречала машина и везла в деревушку, к месту съёмок. А снега было…  Тогда несколько человек в метель погибло. Это сейчас все в павильоне снимают, а в 80-е ради одной сцены надо было такой путь проделать…»

«Мы ищем таланты»

Но не только фильмы о гражданской войне да революции снимали в Пскове в 80-е годы. Например, здесь велись съемки «Обрыва» по роману Гончарова. В 1982-м в Пскове даже над кинокомедией работали. «Мосфильм» решил сделать весёлый добрый фильм. Молодой солдат, сержант Николай Горовой, после службы в армии возвращается в родное село и, преодолевая всевозможные трудности, поднимает на должную высоту колхозную художественную самодеятельность. Его намерения, упорство и завидное терпение оказались не напрасны: когда в село приехала телевизионная группа «Алло, мы ищем таланты», перед телекамерами развернулось яркое музыкальное зрелище.

кадр из фильма

Вот это зрелище, где танцуют дети, старики, молодежь (привлекали местные танцевальные ансамбли), где музыканты спускаются в обнимку со своими инструментами на парашютах и играют в воздухе марш, снимали в Пскове. И, конечно, на фоне нашей замечательной старины и природы. В этом фильме наряду с молодыми артистами снимались и признанные мэтры Лидия Смирнова и Олег Ануфриев. А музыку написал композитор Евгений Птичкин.

… В 80-е годы заканчивается эпоха советского кино и начинается новая эра уже российского кинематографа. Об этом мы расскажем в следующих номерах газеты.

Смотрите также: