На это надеется организатор проекта Виталий САВЧЕНКО, военнослужащий Северного флота, который много лет назад начал смотреть на окружающий мир через объектив. Себя он называет непубличным человеком, но всё же согласился дать интервью.
О том, как проводить публичные мероприятия, не нарушая новый закон «О митингах», что нужно, чтобы сохранить фотоискусство, а также с чего стоит начинать молодому фотографу, узнавала корреспондент «АиФ».
В поисках советских прищепок
- Вы привезли в Мурманск известный во многих городах и странах проект «Сушка». Расскажите о нём поподробнее.
- Этот проект возник в Санкт-Петербурге. Фотограф Александр Кеззин вспомнил одну традицию: раньше вручную приходилось проявлять плёнку, потом переводить всё на бумагу, которая проходила несколько ванночек. Фотография получалась мокрая, и её приходилось сушить. Отсюда и пошло название выставки «Сушка».
Смысл «Сушки» заключается в том, что приходят все желающие, которые увлекаются профессиональной фотографией или просто любят фотографировать, и развешивают свои работы на верёвках. А за час-два до окончания выставки можно забрать понравившуюся фотографию в обмен на свою. За первый год своего существования «Сушка» прошла не только по России, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Мы тоже решили попробовать её организовать.
- Недавно в Мурманске пришлось отменить велопробег из-за нового закона о митингах. Скажите, а у вас не возникло с этим проблем?
- Действительно, теперь простой сбор людей на улице вызывает подозрение на митинг. Поэтому нам пришлось подавать официальную заявку в администрацию города на разрешение проведения мероприятия. Но учитывая, что оно некоммерческое, никто не чинил никаких препятствий.
Нас больше волновало другое! Формат выставки подразумевает публичное размещение фотографий: натягиваются верёвки, а крепятся фотографии на обычных бельевых прищепках. Как выяснилось, хороших деревянных советских прищепок в городе нет. Так что часть пришлось заменить пластиковыми.
Шаги назад
- В последние годы все кому не лень занимаются фотографией. Как вы считаете, подобная массовость не навредит фотоискусству?
- Действительно, раньше, когда фотографировали на плёнку и всё было гораздо сложнее, фотография была искусством. А потом с появлением цифровой фотосъёмки составляющая искусства ушла на задний план. Сегодня люди почему-то думают, что успех хорошей фотографии зависит от техники. Но фотографирует не фотоаппарат, фотографирует фотограф!
За границей в последнее время люди начинают шагать назад, потому что дорогим фотоаппаратом сейчас никого не удивишь. Они переходят обратно на ломографы, на старые фотоаппараты с медными табличками. У меня тоже первый фотоаппарат был ещё в школе - ФЭТ-3. Потом уже пошли «Зениты», какое-то время я снимал на обычную мыльницу. И только когда я уже понял, что фотографии меня захватывают, я стал переходить на зеркальную технику, современную. Хотя это тоже было не сразу. Надо разрушить мнение, что чем дороже фотоаппарат, тем красивее будет фотография. Всё зависит от фотографа.
- А что вам больше всего нравится снимать?
- Мне больше всего нравится репортажная съёмка. Когда нужно очень шустро уловить эмоцию или ещё что-то… Свадьбы я не буду снимать никогда! Это такой замкнутый круг: искусство без денег не может, оно умирает, ведь надо на что-то жить, курсы посещать, покупать технику… Но, с другой стороны, когда свой талант начинаешь продавать, это становится уже на конвейер, это убивает искусство. Очень многие фотографы, особенно свадебные, быстро переходят к штампам. Одни и те же места, одни и те же позы, только люди меняются.
«Что нужно покрутить?»
- Как ваши близкие и друзья относятся к вашему увлечению?
- Родители всё время поначалу гудели, что я много денег сюда впихиваю, очень трачусь на технику. Но я считаю это своим хобби. У нас сейчас вообще очень мало людей, у которых есть хобби. Все живут, как сорняки.
- Что бы вы посоветовали начинающим фотографам? С чего начать?
- Начинать лучше всего с чтения инструкции к фотоаппарату. Как показывает практика, её не читает никто! Был такой случай, когда на мастер-класс к одному приезжему фотографу пришла девушка с фотоаппаратом. И ей говорят: «Тебе нужно уменьшить диафрагму на фотоаппарате». А она на него смотрит и спрашивает: «Это как?» - «Надо вот это покрутить» - «А у меня это есть в фотоаппарате?!»
Прежде чем начинать что-то делать, надо досконально изучить свой фотоаппарат, его возможности, что и как он делает, и только после этого можно начинать с ним работать.
Но самое главное - это практика. Никакая теория никогда её не заменит. После того как человек начинает понимать, как работает его фотоаппарат, уже можно просто снимать. И ещё полезен тренинг по восприятию внешнего мира. Для этого необходимо рассматривать чужие работы в журналах, в Интернете. Сегодня есть сайты, которые работают по принципу «как это сделано». Отправляешь им фотографию, и люди, которые занимаются этим профессионально, начинают смотреть на неё и пытаются разгадать, как это было снято, с использованием какой техники, какого осветительного оборудования. У нас в Мурманске сейчас это очень хорошо продвигается, появляются курсы разные, открываются фотошколы… Так что перспективы есть!
Смотрите также:
- Жизнь через затвор фотоаппарата. Николай Пантелеев об искусстве, ремесле и красоте мира →
- Верю – не верю. Живет ли рядом с нами нечисть? →
- «Звезда? Это неприлично» →