Образ будущего. Какой может быть Гремячая гора в Пскове

Долгое время Гремячая гора оставалась без внимания © / фото Андрея Степанова / АиФ

Подведены итоги конкурса проектов благоустройства Гремячей горы. Для участия в нем было заявлено 30 проектов. Жюри не смогло определить среди них победителя, но отметило пять работ. Что привлекло внимание экспертов и как эти проекты могут быть использованы дальше, узнал «АиФ-Псков».

   
   

Без победителя

«Нашей главной задачей было привлечь внимание к Гремячей горе и мы ее выполнили на все 100%», - отметила председатель общественного совета при комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области Наталья Савицкая. Выставка, по ее словам, дала возможность всем желающим «выпустить пар», а организаторам понять, что точно на этой территории делать не стоит.

«Я полагала, что одного конкурса хватит, - поделилась мыслями Наталья Савицкая. - Но теперь понимаю, что ошибалась. Потребуется, как минимум, еще один этап».

По итогам конкурса первого места никому не присудили. Члены жюри объясняют это тем, что многие участники не учли особенности территории и историческую составляющую этого места.

Лучшими признаны сразу пять проектов. Имена их авторов пока не разглашаются, но известно, что одна из работ выполнена профессиональным архитектором, а четыре - студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Награждение участников состоится в сентябре.

Выставка не оставила равнодушными никого. Свои отзывы о работах псковичи и гости города оставляли в книге отзывов, у каждого желающего была возможность проголосовать за понравившийся проект. Отзывы от крайне положительных («молодцы, что начали говорить об этой теме») до крайне отрицательных («руки прочь», «не надо делать ничего», «оставьте все, как есть»).

   
   

«Все отзывы созвучны в одном: не делать из башни арт-объект, - отметила заместитель председателя общественного совета при комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области Галина Михайлова. - Объекты предлагают либо законсервировать, либо отреставрировать. Но так чтобы не получился новодел. Что касается территории, то гости выставки ратуют за сохранение существующего ландшафта».

С уважением к истории

По словам председателя Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирины Голубевой, конкурс показал, что к Гремячей горе, как к общественному пространству, в городе никогда и никто не относился. Территория не развивалась, не была в зоне внимания.

«Никто не знал, с чего же начать и как подступиться, - отметила она. - А оказалось, что подступаться надо и это не так страшно, как предполагалось».

Авторы многих проектов - студенты хоть и профильного вуза, но «оторванные» от Пскова. Это заметно сказалось на их работах, отметили члены жюри. «Проекты несли отчасти одинаковые идеи и отчасти идеи, оторванные от места, поэтому мы не смогли выбрать победителя», - пояснила Ирина Голубева.

Она рассказала, что за время работы выставки получила много звонков от неравнодушных жителей города. Все звонившие пытались донести одну мысль: хотелось бы, чтобы территория сохранила свои особенности, к которым псковичи привыкли. «Есть некоторая настороженность по отношению к новым формам», - констатировала эксперт.

Особо Ирина Голубева отметила два проекта. По ее словам, в них «чувствуется профессиональный взгляд». «Стояла задача обеспечить мостовую связь между берегами, - объясняет она. - Предложений было много, но только один автор обратил внимание на то, что эта связь не должна изменить пейзаж, не должна закрыть свободное пространство воды».

«Гремячая гора: Сохранение через развитие» Фото: Андрей Степанов

В этом же проекте предложено интересное решение по пекарне. «Этот объект с большим потенциалом и архитектор предусмотрел не кафе, которое могло бы быть в любом здании, а некое пространство, которое могло бы показать своды помещения. Человек, делавший работу, понимает, что трогать пекарни надо очень аккуратно».

Что касается третьего проекта, то его автор, по мнению Ирины Голубевой, аккуратно работал с самой территорией, предлагая места отдыха там, где это возможно. Например, внизу, на берегу реки.

«В проекте он указывает на когда-то существовавший здесь островок, который есть в исторических планах, - говорит она. - Его восстановление - замечательная идея. И когда автор показывает, что он об этом знает, эту память чтит и понимает, как это можно восстановить, это ценно, это уже несколько меняет ландшафтно-пространственную ситуацию и ощущение того, где мы находится».

«Гремячая гора: Сохранение через развитие» Фото: Андрей Степанов

Первый этап конкурса, считает эксперт, «дал выплеснуться фантазии», теперь надо сосредоточиться на обязательных требованиях к сохранению этой территории, разработке техзадания и детальной проработке уже конкретного, профессионального проекта благоустройства.

Главное - не навредить

Конкурс проектов - уникальное событие, в «котором участвовали не придворные архитекторы, старающиеся угадать, что власти угодно», а заинтересованные в развитии Гремячей горы авторы, убежден заместитель председателя Архсовета, председателя Псковского областного отделения Союза архитекторов России и Союза реставраторов России Владимир Васильев.

«Мы все стали свидетелями уникального события, которого еще ни разу не было, - сказал он. - И мне кажется, что оно до конца не оценено ни нами, ни горожанами». По его словам, многим бросилась в глаза «ершистость и колючесть проектов», но не все смогли среди них рассмотреть достойные внимания идеи.

«Многие не смогли отличить работы профессионалов от работ студентов, что говорит о высоком уровне подготовки питерских ребят», - отметил он, добавив, что от студенческих работ ожидал больших «смелости и хулиганства».

Генеральный директор Псковского государственного музея-заповедника Светлана Мельникова тоже считает, что участие молодежи в конкурсе - большой плюс. Однако твердо убеждена, что любой проект, если он касается такого города, как Псков, должен быть в первую очередь деликатным.

«Главное – не навредить, - уверена Светлана Мельникова. - Поэтому в итоге мы выбрали проекты, авторы которых проявили деликатность к пространству. Я, как человек консервативный, призываю к выбору проектов, которые сохранят естественную среду».

«Мы дистанцировались от конкурса намерено, - отметил председатель комитета по охране культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик. - Не хотели забюрократизировать проект, потому что если это происходит, интерес к нему ослабевает, да и круг тех, кто хочет участвовать в дискуссии сужается».

Вадим Нэдик рассказал, что сейчас идут процедуры по подготовке Гремячей башни к консервации. Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области подготовил и направил в Москву необходимый пакет документов. Кроме того, сотрудники ведомства «осметили» работы по консервации большого числа участков стены Окольного города, чтобы понимать, какие средства на их сохранение потребуются.

Ну, а пока лучшие пять проектов продолжат демонстрировать в выставочных пространствах города. «Приходите и еще раз на них посмотрите, - призывает Наталья Савицкая. - Мы готовы принять очередную волну негодования или наоборот, понимания».