Музыка нас связала. Аллея славы главного псковского праздничных дел мастера

В гостях у «АиФ» начальник управления культуры администрации города Пскова Юрий МАРТЫНОВ. Который по совместительству является ещё и теневым главным архитектором города.

   
   
Юрий Мартынов. Фото: АиФ-Псков

The Best

Ольга Миронович, PSKOV.AIF.RU: - Вы же по образованию инженер-машиностроитель, как Вас «угораздило» заняться культурой?

- Всё очень просто. Когда я поступил в Псковский политехнический институт, то начал ездить в стройотряды, научился играть на гитаре и со своими друзьями-музыкантами всё время участвовал в каких-нибудь культурных мероприятиях. Это были капустники, КВНы, новогодние огоньки… Вдобавок в конце 80-х стали очень популярны видеосалоны, и я тоже занялся видеопоказом. Лично у меня было организовано по городу пять видеоточек, в том числе одна работала в вагоне, который стоял в девятом тупике на железнодорожном вокзале. Как сейчас помню, там было 44 места и он всегда был битком. В то время на экраны как раз вышел первый «Терминатор»…

- То есть, вы смолоду несли культуру в массы?

- Именно! Ещё один салон у меня был открыт в ДК железнодорожников. И вот однажды приглашают меня в райпрофсож и говорят: «Вышестоящее начальство велело организовать в нашем доме культуры дискотеку. Мы не хотим, чтобы этим делом занимались какие-то посторонние люди». Так и повелось: по выходным у меня дискотека, по будням - продажа и ремонт компьютеров, потому что одновременно у меня была создана компьютерная фирма, которая размещалась в двух арендованных у политеха аудиториях.

И вот однажды я зашёл в политеховскую столовку пообедать и понял, что шикарный зал простаивает без дела. Тогдашний ректор ППИ Сергей Михайлович Вертешев любезно отдал мне его в аренду, но с условием, что я заодно возглавлю тогда только что созданный при институте социально-бытовой центр, который должен был организовывать не только питание студентов, но и банкеты с новогодними огоньками.

- Неужели знаменитая дискотека «The Bеst» - это тоже ваших рук дело?

   
   

- Моих. Мне пришлось тогда продать все свои компьютеры, чтобы сделать в этой столовой ремонт.  Зато мы уже через полгода открылись. А пока шёл ремонт, я объявил конкурс ди-джеев. Явились пять человек и в том числе такой худенький парнишка в мешковатых штанах с рюкзачком за плечами. Я когда его увидел, то сразу подумал, что вот этого точно не возьму. А он оказался лучше всех. Звали его Коля Тренин. Он и ещё один талантливый парень, Дмитрий Егоров, который теперь возглавляет известное псковское турагентство, создали незабываемый дуэт «Коляный и Соляный».

…Псевдоним «Коля Королёв» Николай Николаевич взял себе гораздо позже... 

- Вы же тогда жёстко конкурировали с дискотекой «Супер»…

- Так жёстко, что мы даже с Петром Александровичем Крыловым на какое-то время раздружили.  Даже вспоминать не хочу, из-за чего именно.

В общем, отработал я так в политехе пять лет. Народу на наши дискотеки всегда приходило очень много. Но в начале 2000-х у нас начались проблемы. Стало очень трудно получить лицензию на продажу алкоголя, а без алкоголя, сами понимаете, ночную дискотеку не сделаешь.

В общем, настало время мне куда-то уходить. Друзья очень звали в Америку. Я же программист, у меня дома уже в 1993-м году стоял компьютер, 286-й «Интел» с винчестером на 40 мегабайт (чтоб вы поняли, это три музыкальных композиции в формате МП3 – и винчестер кончился).

Трое моих друзей как тогда уехали, так до сих пор и работают в компании Майкрософт. А я не захотел. То ли потому, что слишком сильно Родину люблю, то ли потому, что здесь у меня родители, дача и рыбалка… В общем, я послушал тогдашнего заместителя начальника городского управления культуры Вику Вадимовну Чубченко и согласился стать директором парка культуры им. А. С. Пушкина.

Танцы плюс

- Состояние аттракционов в парке было никакое. Многие предлагали снести их ко всем чертям, но я же по образованию инженер-механик, поэтому решил их починить.

Кроме того, я затеял в помещениях парка ремонт. Потому что там были до того гнилые полы, что у меня откуда ни возьмись началась аллергия, и я целый месяц не мог дышать, пока их не поменял. В общем, я сам по ночам там всё штукатурил и красил, хотя бухгалтерия смотрела на меня косо и пугала, что из-за этого зимой людям не из чего будет платить зарплату.

Но отремонтированные аттракционы почти сразу начали приносить неплохой доход, а потом и молодёжная дискотека, которую мы открыли наверху в «Шайбе» в 2003-м году. В пятницу на неё приходило 1398 человек, в субботу – ровно полторы тысячи, а в воскресенье – 1098.

Известный псковский шоумен Игорь Александрович Попов даже нажаловался в гордуму, что Мартынов сделал демпинговые цены и переманил к себе весь народ. Тогда ещё просто депутат Иван Николаевич Цецерский приехал разбираться, но никаких нарушений у нас, конечно же, не нашёл и, наоборот, поддержал.

В первый год мы открыли свою дискотеку в сентябре, а закрыли 18 декабря, когда из-за мороза в 13 градусов у нас уже начала барахлить аппаратура. И всё равно под моими окнами ходили толпы молодых людей и орали, чтоб мы вернули им танцы.

А я уже в то время занимался организацией не только танцев, но и огромного количества других культурных мероприятий. Да так успешно, что в 2012-м году меня пригласили возглавить городское управление культуры.

Скажу честно, я не только не хотел занимать эту должность, но и сопротивлялся, сколько мог. Ведь моё бывшее предприятие (парк) развивалось, денег у меня с каждым годом становилось всё больше и больше, я знал, как их лучше потратить, и получал удовольствие от того, что люди радуются результатам моего труда… А здесь всё оказалось намного сложнее. Власти, вроде, и больше, а возможностей меньше.

- Кем и чем вы руководите?

- В моём подчинении все музыкальные и художественные школы города, а также Дом офицеров, парк культуры и Городской культурный центр. Это штат в 600 с лишним человек. Надо заботиться о том, чтобы дети получали качественное и доступное дополнительное образование, а культработники – достойную зарплату. И плюс к этому наша задача – организовывать и проводить все самые значимые городские культурные мероприятия…

- И какая в вашей сфере средняя зарплата?

- К сожалению, очень маленькая. Сегодня порядка 19 тысяч рублей. Стремимся довести до 21 тысячи.

- Что вы привнесли в городскую культуру нового?

- Вот, например, недавно придумали новый фестиваль – «Соловьиная ночь». Привнести-то мы много чего можем, но, к сожалению, ограничены бюджетом.

- А сколько город выделяет на культуру?

- На проведение культурно-массовых мероприятий – примерно по 10-11 миллионов рублей ежегодно. В прошлом году большая часть этих денег (8 миллионов рублей) была потрачена на юбилей города, в этом году – на День Победы. Так что День города мы нынче будем праздновать скромненько – всего на 2 миллиона.

Наши руки не для скуки

- Ваша первая специальность (инженера-механика) вам и на этом рабочем месте помогает?

- Помогает владение компьютером. К примеру, опубликованную во всех СМИ цветную схему праздничных площадок на День города я макетировал сам.

Схема праздника. Фото: АиФ-Псков

И открытую на 9 Мая Аллею Героев, вокруг которой был такой скандал, тоже спроектировал я…

- Да неужели?! Значит, рогатая тумба на входе в эту Аллею – ваш креативчик? Тогда откройте, пожалуйста, секрет: это ладони или всё-таки пассатижи?

Аллея Героев в Пскове. Композиция на входе. Фото: АиФ-Псков/ Ирина Голубева

- Ладони. Просто технически оказалось невозможно вырезать именно такое закругление, какое я спроектировал, - может, поэтому замысел и не совсем читается.

Проект Аллеи Героев. Фото: АиФ-Псков

- Вам за этот проект сколько заплатили?

- Да нисколько. Я никому даже не говорил, что это я придумал. Вы – первая.

- А долго делали?

- Один вечер. Есть такая компьютерная программа – SketchUp, я ею для таких случаев пользуюсь.

Проект установки в Пскове бюста Семёну Байкову. Фото: АиФ-Псков

Сейчас, например, я разрабатываю с её помощью архитектурное решение для установки бюста героя Советского Союза Семёна Байкова, который будет открыт на повороте с улицы Западной на улицу Байкова 24 июля в 16.00.

Проект установки в Пскове бюста Семёну Байкову. Фото: АиФ-Псков

- Слушайте, ну это же ваша Аллея Героев – полное безобразие… То есть, я против самой «аллеи» ничего не имею, она прекрасно смотрелась бы где-нибудь… на улице Западной или Байкова, но зачем же было портить созданный Всеволодом Смирновым мемориал?

- Место для Аллеи выбирал не я. Кстати, у меня было несколько вариантов размещения этих 18 постаментов. Мы пробовали их выстраивать и вдоль стены, и вдоль проезжей части… Даже вариантов «косой аллеи» было два.

- Аллея получилась, вот именно, «косая». Испортили хороший памятник. Да ещё эта рогатка на входе…

- Я долго думал, как обозначить вход в Аллею. Просто информационный щит – некрасиво. Вот меня и осенило, что это должны быть руки, которые держат Звезду Героя. Отдал эскиз заместителю главы городской администрации Марии Александровне Михайловой, а уже она показала его Игорю Викторовичу Калашникову. Ему понравилось и мне сказали «делай».

- А почему не управление по архитектуре этим проектом занималось?

- Кто же их знает. Мне уже давно в администрации говорят, что я зря не участвовал в конкурсе на главного архитектора города. Может, потому, что эта Аллея не должна была стоить городскому бюджету ни копейки.

- Ах вот у вас почему имеется «Медаль мецената». Вы бескорыстно служите искусству?

- Нет, просто я всегда помогаю тем, кто нуждается в помощи.

Кстати, об искусствах. «Сквер четырёх искусств» на Четырёх углах тоже я проектировал. Идею создания такого сквера подала моя заместитель Марина Гриневич, кованые малые архитектурные формы выполнили по нашему заказу кузнецы, а как их лучше установить, придумывал я.

- Ничего себе новый «сквер»: в нём не появилось ни одного нового зелёного насаждения, асфальт, как был гофрированный – так и остался, с лабиринтом дорожек тоже никто не удосужился разобраться. Об этот ваш «сквер» чёрт ногу сломит…

- Согласен, планировку дорожек нужно менять. Мы для того там это всё и затеяли, чтобы начать этот сквер благоустраивать. Игорь Викторович обещал уже к осени выделить деньги, чтобы там и асфальт новый положить, и новые растения посадить. 

- Что вы ещё проектируете?

- Теперь – передвижные торговые домики для парка культуры. К Новому году надо сделать.

- А не хотите заняться Зелёным театром, он давно напрашивается на улучшения…

- Очень надеюсь, что Зелёный театр будет отремонтирован к Ганзейским дням. Как и Городской культурный центр с Детской музыкальной школой № 1. На них собираются выделить по 250 миллионов. Я особенно рад за школу. Там потолок вот-вот рухнет, надоело клянчить деньги на её ремонт.

Праздник, который всегда с тобой

- Ну а к самим Ганзейским дням как думаете готовиться? Как сделать, чтобы этот праздник опять не превратился в шашлыки-машлыки?

- С Ганзой всё будет хорошо. Путин нас поддерживает, с деньгами всё более или менее определилось. Так что мы уже начинаем разворачивать бурную деятельность. Уверяю вас, мы придумаем, как не ударить в грязь лицом.

По-вашему, что отличает Дни Пскова от Ганзейских дней?

- По-моему, проблема в том, что псковичи являются потребителями Дней города. Они приходят на праздник, словно в кабаре: покупают всенепременнейший шашлык и ждут, как их будут развлекать. Потому что власти приучили горожан, что праздник – это спущенное откуда-то сверху бесплатное веселье и разные сопутствующие этому веселью незатейливые платные развлечения, вроде стрельбы по надувным шарикам и катания на батутах…

Ганзейские дни в Вильянди. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- А мне не нравится, что у нас город каждый раз превращается в зоопарк. Когда я был на Ганзейских днях в Вильянди, то за три дня видел всего четверых полицейских. Двое прогуливались пешком, двое ехали на велосипеде. Никаких тебе металлоискателей и оцепления. Праздничная территория вообще не была огорожена.

Сразу же после Вильянди я поехал в Великие Луки на фестиваль воздухоплавания и увидел людей, которые веселятся за решёткой. Там через каждые пять метров стоял наряд полиции и повсюду рамки металлоискателей.

Я, конечно, понимаю, что у нас менталитет не такой, как у жителей Евросоюза, но не до такой же степени! Тем более, что за границей на городских праздниках разрешена продажа спиртных напитков, а у нас – ни-ни.

Мы всё расширяем и расширяем территорию праздника, у нас нынче вся набережная будет гулять от моста до моста, но полицейских это не останавливает. Они уже сейчас рвутся перегораживать Псков к празднику. Им дай волю – они будут километрами эти металлические заборы городить. Ну нельзя же так!

…Хотя движение автотранспорта от площади Ленина до улицы Некрасова мы с утра в субботу всё равно перекроем. Потому давно замечено: если движение в центре не перекрыть, то люди праздника не замечают.

- А как быть с мафией, которая каждые Дни города наводняет Псков стрелялками по шарам и скользкими турникетами?

- Мы с ними боремся, но не очень успешно. Потому что гонять их бесполезно (они перебегают с места на место), а арестовать нельзя.

- Что мне в Вильянди понравилось – так это ярмарка. Я там не увидела никаких переливающихся китайских игрушек. Только изделия народных мастеров и лакомства от местных и специально приглашённых из-за границы производителей. Вот бы и нам такую.

Ганзейские дни в Вильянди. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- Мы теперь каждые Дни города обязаны проводить как репетицию будущих Ганзейских дней, поэтому особенно позаботились о ярмарке. В этом году мы не просто пригласили в Псков ремесленников из разных городов, мы сделали их участие в нашей ярмарке абсолютно бесплатным. Проблема, как всегда, с пересечением государственной границы.

Прибалтам в этом отношении проще. Например, немцы приехали в Вильянди не только с изделиями народных промыслов, но и с целыми бочками пива. Уж на что я не любитель пенных напитков, а немецкое пиво попробовал – и поразился, какое оно вкусное.

К сожалению, у нас на массовых праздниках ни о каком пиве и речи быть не может. Одна надежда на Чемпионат мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 году. У него много пивных спонсоров, поэтому все ждут, что законодательство к тому времени смягчится. Иначе иностранные гости Международных Ганзейских дней нас не поймут, если мы их будем одним лимонадом потчевать.

- Надо хотя бы с безалкогольными напитками быть поразборчивей. Например, завезти на праздник новоржевский лимонад – знаете, какой он вкусный. Я недавно была на первом региональном кулинарном форуме и узнала, сколько в псковской глубинке вкусного стряпают. Например, есть такое интересное лакомство – «бежаницкие блинцы» называется. То-то бы у немцев за ушами трещало!  

- Я только за и сам всегда стараюсь присматривать во время поездок по районам что-то особенное, что можно было бы вытащить и на областной уровень.

Ещё хочу сказать, что был на Русских Ганзейских днях и в Торжке, и в Кингисеппе. Так вот, что касается концертной программы, то она у нас на порядок лучше. Мы и технически лучше оснащены, и талантами ярче блещем.

Псковский "Циркачонок" на Ганзейских днях в Вильянди. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

- Никто и не спорит, что у нас в Пскове шикарные творческие коллективы, но городской праздник только тогда праздник, когда его делают не только профессионалы, но и рядовые жители.

- Вот поэтому у нас в День города в Детском парке в этом году будет сразу три интерактивные площадки.

- Кстати, это правда, что псковская Ганза в 2019 году будет проходить не в Дни города, а в мае?

- Ганза будет либо в июне, либо в начале июля.

- А почему не в Дни города?

- А потому что мы уже пробовали совместить Русские Ганзейские дни с Днями города и получили потом за это кучу нареканий. Знаете, как советы ветеранов возмущались. У них в эти дни традиционные возложения цветов, вахта памяти, они уже заранее ругаются: «Что, мы с немцами, что ли, должны венки к могилам павших возлагать?»

- Я не понимаю, зачем превращать Дни города в поминки. Ведь мы отмечаем в эти дни не только годовщину освобождения Пскова от фашистов, но и Ольгины именины. Псков такой древний город, что у него было очень много побед, зачем делать вид, что ему всего 70 с небольшим лет?

...Ещё вопрос, когда у псковской Ганзы будет свой сайт, когда в Пскове появится специальная организация, которая вплотную займётся подготовкой праздника?

- Сайты я и сам умею делать. Городское финуправление наделось поручить всю ганзейскую работу Городскому культурному центру, но, к счастью, депутаты уже склоняются к тому, что для этого надо всё-таки создавать некую автономную некоммерческую организацию или дирекцию, как это делали другие ганзейские города. Чтобы эта организация имела собственный расчётный счёт и могла аккумулировать на нём спонсорские средства.

Вы не беспокойтесь, подвижки есть. Иван Николаевич нас без конца дёргает.

Псковичи на Ганзейских днях в Германии. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Проблема в том, что само слово «ганза» до сих пор вызывает у псковичей отторжение. Они не хотят понимать, что для Пскова Ганза - это шанс (отреставрировать памятники, отремонтировать учреждения, увеличить туристический поток, а значит, привлечь в бюджет дополнительные средства).

В любом случае я убеждён, что мы в состоянии провести Международные Ганзейские дни на высоком уровне, и сделаем для этого всё от нас зависящее.

- Не раскаиваетесь, что занимаетесь культурой, а не машиностроением?

- Когда я работал директором парка, то за все годы ни одного плохого слова о себе не услышал. А как только стал начальником городского управления культуры, началось.

 Иногда люди такую ерунду на форумах в Интернете пишут, что диву даёшься. В прошлом году я даже не вытерпел, подал заявление в полицию, когда под новостью под названием «Депутаты Псковской городской Думы поздравили школьников с Днём знаний» прочитал, что, оказывается, торгую наркотиками.

И что же? Полиция не нашла в этом высказывании состава преступления – мол, оно носит «оценочный» характер. С тех пор я комментарии в интернете стараюсь не читать, а в своей работе прислушиваюсь только к профессионалам.

В нашем городе есть немало людей, которые мастерски занимаются культурой. Надо бы им только зарплату побольше платить.