Выставке предшествовала многолетняя кропотливая работа псковских реставраторов: в 1988 – начале 2000 годов заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника Наталия Ткачёва выполнила укрепление красочного слоя и левкаса и частичное раскрытие иконы, а в 2007 – начале 2016 годов художник-реставратор Михаил Владыкин – сложную реставрацию деревянной основы иконы, повторное укрепление, полное раскрытие авторской живописи от поздних записей, вставок и потемневшей олифы, дополнительное укрепление и подведение реставрационного грунта, тонирование утрат живописи.
Древнейший источник, Протоевангелие Иакова, христианский апокриф, созданный в середине II - начале III веков, рассказывает, что Иоаким и Анна были богатой и благочестивой, но бездетной супружеской парой. В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим, что Иоаким не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю». Опечаленный Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, провёл в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему.
Анна также предалась скорби, усилившейся из-за обидных слов её служанки Иудифи. Но, не теряя надежды, продолжала молить Бога о даровании ребенка по примеру праведной Сарры, жены праведного Авраама. В Протоевангелии описывается явление Анне ангела Господня, возвестившего ей, что Господь внял её молитве. Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении Иоакима, которому тоже было откровение через ангела о рождении ребенка.
Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который отмечается 22 (9 по старому стилю) декабря.
Икона, представленная в экспозиции Псковского музея-заповедника, происходит, как предполагают реставраторы, из бывшей монастырской церкви Иоакима и Анны с Полонища, в фонды музея она поступила до Великой Отечественной войны. В 1944 году она вместе со всей коллекцией средневековой живописи Пскова была вывезена оккупантами в Германию. После войны в числе других псковских икон оказалась в Новгороде Великом. После возвращения в Псков в 1955 году находилась в неблагоприятных условиях Солодёжни, которая долгие годы являлась единственным хранилищем музея, откуда и поступила в мастерскую реставрации в 1988 году.
Тяжёлое состояние памятника потребовало серьёзного реставрационного вмешательства, включающего не только укрепление и раскрытие, но и сложную работу с деревянной основой.
«С тех пор, как эта икона была написана, она претерпела три грубых поновительских ремонта, не считая более мелких промежуточных поновлений, - рассказывает художник-реставратор Михаил Владыкин. - Самый жестокий – в XIX веке, когда иконописец, подновляя её, срезал крупные участки левкаса и живописи по краям и даже части самого изображения, а потом всё переписал. Мы удалили все, искажавшие памятник, поздние наслоения и теперь каждый может видеть подлинную авторскую живопись XVI века иконы "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот". Появление ещё одного уникального памятника псковской иконописи в экспозиции - это настоящее событие для нашего музея!»
Рядом с иконой размещён стенд с фотофиксацией, демонстрирующей основные этапы реставрации.
«Эта икона, несомненно, написана очень опытным мастером, - говорит старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, хранитель экспозиции древнерусской живописи Мария Дубровская. – Обратите внимание, как искусно изображена трепещущая на ветру одежда Иоакима, как тонко художник запечатлел трогательные подробности этого священного момента: мы видим, как ступня Иоакима нежно касается носика башмачка его супруги Анны. Монументальность композиции и богатый колорит, изобилующий оттенками красного, создают ощущение праздника, а торжественный ритм архитектуры и изображение ангела, касающегося завесы кивория, подчёркивают божественный смысл события, описанного в Протоевангелии Иакова».
"Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот" – сюжет достаточно распространённый в христианском искусстве. Для псковичей особый интерес представляет пример росписи Преображенского собора Мирожского монастыря , где в юго-западном компартименте, под хорами, располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизантийского периода протоевангельских циклов, состоящий из композиций: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу прор. Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм».
Через четыре столетия после создания фресок Преображенского собора была написана икона «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». И почти столько же времени прошло с тех пор до наших дней.
Реставраторы и хранители экспозиции Псковского музея-заповедника посвятили эту выставку одной иконы своим безвременно ушедшим из жизни коллегам, реставраторам и исследователям, внесшим неоценимый вклад в дело сохранения и изучения памятников культуры древнего Пскова: Владимиру Сарабьянову, Ирине Родниковой, Николаю Гаврилову и Юлию Селиверстову.
Смотрите также:
- В Пскове откроется выставка памятников лицевого шитья XVI-XIX веков →
- В Псковский музей-заповедник вернулись отреставрированные иконы →
- Многая лета. Псковский музей-заповедник отмечает круглую дату →