Крыло ангела. Фрески XVI века обнаружили под побелкой в псковском храме

Под осыпающейся штукатуркой в псковском храме Успения с Пароменья угадываются очертания крыла ангела кирпично-красного цвета, а чуть выше — фрагмент росписи более светлого оттенка. Специалисты предполагают, что это редкий образец псковской монументальной живописи XVI века. О том, как были обнаружены уникальные фрески и о других историях, которые хранит древний псковский храм, узнал «АиФ-Псков».

   
   

Как спешка спасла фрески

«Я дружу с работниками музея Мирожского монастыря, и они частенько приходят в гости. И месяц назад они заметили, что на некоторых частях стен, где осыпается штукатурка, проглядывается орнамент. Вместе с коллегой, реставратором монументальной живописи из Санкт-Петербурга, они немножко подсняли слой и увидели там еще более ценные фрагменты росписи храма. Вот здесь видно: крыло ангела, рука Богородицы. Вполне вероятно, что это XVI век», - рассказал настоятель храма отец Алексей Воронюк.

Фото: АиФ-Псков

Отец Алексей предполагает, что скрывшие росписи штукатурные работы проводились к приезду в Псков императора Александра Второго. «Как у нас обычно траву красят везде к приезду первых лиц. И здесь что-то подобное», - заметил он. И предположил, что именно спешка, с которой выполнялись эти работы, помогла сохранить для нас фрески: «Очистить стены не было времени. Необходимо было быстро все сделать. Возможно, сами росписи были с утратами, раз решили забелить их к приезду императора. Но именно слой пыли или копоти не позволил извести глубоко проникнуть. И благодаря ему штукатурка осыпается ровным слоем. Если должным образом все расчистить, откроется либо Богородица, либо Спаситель».

Древние фрески — не единственное открытие в храме. Буквально год назад фрагменты живописи XVIII века были обнаружены на поперечной перекладине в Ниловском приделе. На тягах [архитектурные элементы в виде горизонтального пояса или выступа - «АиФ-Псков»] тоже есть изображения, и они более ранние. То есть, здесь в XVIII веке был расписной иконостас.

ПОДРОБНОСТИ
Фрески XVI века совершенно случайно сохранились во время авральной подготовки к визиту в Пскове императора, и не менее случайно были обнаружены.

«Одна из загадок [храма Успения с Пароменья], например: на восточной стене над алтарем когда-то находилась большая композиция живописная, прямо на фасаде, и что с ней стало - непонятно. То ли ее забелили, то ли она была утрачена. Примеры вот этих росписей XVI века мы встречаем в Пскове на фасадах храмов», - рассказала СМИ старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи Псково-Изборского музея-заповедника Ирина Мельникова.

   
   

Восстановить к 500-летию

Сам Ниловский предел храма, по словам отца Алексея, интересно сконструирован. «Здесь задумка такая, что свет паникадила и не нужен. Потому когда «включаются» три окна, они дают достаточно света», - отметил он. Правда, сейчас оконные проемы заколочены досками. «Здесь все в таком виде, как было после принятия храма. А представляете, когда сюда падал свет, какими красками это все играло? Но здесь нельзя просто так взять и поставить окна. Создается проект, по проекту выбирается мастерская».

Намерения сделать все возможное для восстановления и сохранения памятника архитектуры и хранящихся там следов монументальной живописи у настоятеля храма есть. Тем более - следующий год будет юбилейным.

«Храму исполнится 500 лет. В 1521 году он был построен на месте более ранней церкви 1444 года. Юбилей необходимо отметить не просто праздником - важно подать необходимую информацию, чтобы храм можно было полностью восстановить», - рассказал Алексей Воронюк.

Настоятель отмечает, что в восстановлении нуждается и почерневшее от копоти навершие иконостаса храма, «и Ольгинский придел, и Рождества Богородицы, и Ниловский придел». Но для этого необходима комплексная реставрация.

Машина времени

Существующий уже пять столетий храм хранит множество загадок и историй. «Хотите увидеть машину времени?», - интригует отец Алексей. В одной из стен Ниловского придела — углубление с углями. Нет, не тлеющими, но впечатление — что оставлены они кем-то совсем недавно. А на самом деле — прошел уже целый век.

Фото: АиФ-Псков

 

«Сто лет назад пономари ушли, и здесь все оставлено, как было. Даже можно увидеть, что это угли из веток - их пережигали в закрытых емкостях без доступа кислорода», - говорит наш гид по храму.

Под полом соседнего придела Рождества Богородицы недавно была обнаружена усыпальница меценатов и благотворителей Псковщины — купцов Калягиных. А под лестницей основного здания храма - вход в подклеть, тайную комнату. «Предположительно - один из тайников церкви. Храм был вне крепости. Поэтому если шел враг, бил набат, быстро складывали иконы, ценности. Храм закрывался, а люди переправлялись на пароме в крепость».

Восприятие псковичами церкви Успения с Пароменья как храма-защитника связано и с фигуркой голубя, венчающего купольный крест. С нею тоже связана одна из историй храма. До войны на кресте сидел другой голубь, но попадание снаряда разрушило купол. Занимавшийся после освобождения Пскова реставрацией храма Юрий Спегальский обнаружил литую фигурку голубя. И сейчас она хранится в семье другого архитектора-реставратора - Всеволода Смирнова.

«Мы очень надеемся, что потомки Всеволода Петровича Смирнова смогут вернуть птичку, которая была на кресте. И уже эксперты посмотрят, будет ли возможность поставить фигурку на место. С этим связаны чаяния многих жителей Пскова. Когда началась пандемия многие подходили к храму: голубь на месте — значит, все будет нормально. Это элемент легенд, которые дошли до нас. И забывать его мы не имеем права. Мы понимаем, что все в руках Божьих и нет места суеверию. Но все равно должны делать все возможное, чтобы сохранить ту историю, которая нам досталась», - отметил он.