Екатерина Сокова - псковичка, но больше известна не в родном городе, а за пределами региона и даже за рубежом. Она публикуется в зарубежных глянцевых журналах, ее работы можно увидеть в галереях Европы. О социофобии, творчестве и требованиях иностранных медиа Екатерина рассказала «АиФ-Псков».
Важно самообразование
- Катя, как вы стали фотографом? С чего все начиналось?
- Все началось с того, что у меня появилась «мыльница». Сначала фотографировала цветочки, котиков. Потом увлеклась жанровой съемкой — это когда «подлавливаешь» людей на улице или ищешь какие-то интересные моменты. И постепенно я начала работать с людьми, снимать портреты, свадьбы.
Дело в том, что раньше у меня было что-то вроде социофобии: не общалась с людьми, и мне было нормально. Но потом я решила, что если у меня получается зарабатывать на фотографии, неплохо было бы лечить свою социофобию. И благодаря своей работе я потихоньку от нее избавилась.
- Какое-то специальное образование получали?
- У меня среднее образование по специальности «Финансы и кредит» и высшее — по специальности «Информационные технологии в компьютерном дизайне». Высшее образование я получала в Институте технологии и дизайна в Санкт-Петербурге, который в народе называется «Тряпка», потому что там готовят дизайнеров одежды. И это образование - почти по специальности. Во всяком случае, там было много крутых предметов, таких, как физика цвета, история искусства, история дизайна, которые мне пригодились.
Но в целом, если ты хочешь стать компьютерным дизайнером, фотографом, очень важно именно самообразование. Когда училась, Photoshop я знала лучше, чем мои преподаватели. И до сих пор я активно учусь. Например, сейчас взяла курсы по колористике. Возможностей много, можно учиться дистанционно, в том числе, в зарубежных университетах.
- Когда вы поняли, что добились успеха в профессии?
- Во время учебы в Петербурге. Я работала фотографом и одно время входила в 10-ку лучших фотографов Питера. А периодически попадала в 20-ку лучших фотографов по версии сайта MyWed. Это сообщество профессиональных фотографов, которое каждый год каждый год проводит конкурсы, дает премии. Но главный бонус — это клиенты, потому что когда занимаешь верхние строчки таких рейтингов, тебя видит больше людей.
- Почему вы вернулись в Псков?
- У меня здесь муж появился. И в Питере мне не хватало природы: там все из камня, погода всегда плохая. Поэтому переехала в Псков. Но работаю не здесь: в основном, в Петербурге и в Москве. А до карантина — и в странах Европы.
Морщины в тренде
- Ваши снимки публиковал журнал Vogue?
- Есть сайт итальянского Vogue. Туда отправляешь работу, и просто она проходит модерацию или не проходит. Прелесть этого сайта в том, что фотографии отбирают редакторы печатного Vogue. Работы публикуют на сайте. Еще очень круто и престижно, если работа становится «фотографией дня». В плане финансов это ничего не дает. Но в плане имиджа многое может дать. Если тебя замечают — это очень классно!
- Какие именно ваши работы оценили итальянцы?
- Разные. В том числе фотографии, снятые на телефон.
- В каких еще зарубежных изданиях публикуются ваши работы?
- Публикациями нужно заниматься. Я начала этим заниматься только в этом году, и мои работы опубликовал один российский журнал и несколько американских медиа-ресурсов, в том числе сайт, у которого несколько миллионов подписчиков в Инстаграме. Также у меня есть работы, которые висят в галереях в Европе. Но я сама это не организовывала. Кураторы выставок обычно сами находили меня. Над продвижением все-таки надо работать, а мне больше хочется заниматься творчеством.
- Что чаще всего берут европейские журналы для публикации? Какие им нужны фотографии?
- У меня специфическая фотография: много черно-белого. Но большинство журналов любят цвет. Сейчас в тренде натуральность цветов, очень модны в мире (мы пока этого не признаем) — бытовые, обыденные вещи. Почему Марков [живущий в Пскове Instagram-фотограф Дмитрий Марков, который стал лауреатом ряда престижных международных фотоконкурсов - «АиФ-Псков»] так бомбанул? Потому что для нас — это обыденность, мы в этом живем. А в Европе и Америке считают, что это классно, колоритно!
В том же Vogue много работ, где все натурально, ничего не ретушируется: лишний жирок, морщины. Ретушь — это вообще сейчас не модно, но пока в России, и особенно, в провинции заказчики отказаться от этого не готовы.
- Ваши заказчики тоже хотят ретушированные снимки?
- У меня специфический стиль, выработанный годами. Все мои клиенты очень крутые, с ними классно работать. Потому что они приходят ко мне за моим стилем и они говорят обычно: «Делай как хочешь, главное, чтобы все было в твоей стилистике». У меня такие клиенты, которые мне доверяют.
Главное - идея
- В чем особенность вашего стиля?
- Многие его называют меланхоличным. Приглушенные цвета, размытость, пикториализм. Есть такой термин - пикториальная фотография. Она немножко мутная, нечеткая, размытые лица, силуэты.
- Сложно ли это делается?
- Всегда везде главное - идея и вдохновение. А технически это не сложно. При съемке я стараюсь использовать естественное освещение, особенно на улице. Не использую вспышки, отражатели. В помещениях тоже люблю освещение от окна. И если я работаю со студийным освещением, то это чаще всего направлено на эксперимент.
- Моделей для съемки откуда берете?
- Есть идея — я ищу модель и снимаю. Или это клиенты с обычных коммерческих съемок. На таких съемках я тоже выкладываюсь. Для меня важно получить творческий результат, а не просто отдать хорошие картинки.
- А на фото в иностранных журналах есть псковские места, люди?
- Мест нет, а люди, конечно, есть. В Пскове снимаю мало, но часть фотосессий сделана здесь. Чаще всего съемки проходят в студии. Там расположено швейное предприятие. Один раз я пришла туда и увидела армейскую палатку — фактурную, зелено-коричневого плана с грязными веревками, потертую и очень большую! Я сразу решила, что нужно что-то снять: накатала пост, что ищу модель на ню-съемку. Откликнулась моя знакомая, мы с ней сделали фотосессию, которая попала сразу в несколько престижных журналов.
- Что главное в фотографии?
- Свет. Само слово фотография переводится как светопись. Также важны композиция и цвет. Но самое главное это идея. Без нее никуда. Идея и ощущение, которые передает фотография. Снимать можно и на iPhone. Главное — идея и талант режиссера, оператора, фотографа. Можно снять на очень дорогую кинокамеру очень плохо. Таких примеров полно.
- А что дальше? Какие творческие планы?
- По фотографии я хочу двигаться в арт. Это творческая художественная фотография, экспериментальная, которая может продаваться в галереях, и с которой можно выставляться, какие-то концепции делать. Сейчас очень модно совмещать фотографию, медиа-инсталляцию, видео, делать один большой медиа-проект. А другое направление — развиваться в видео. Это оживление моего фотографического стиля. И сейчас мы работаем в этом направлении: снимаем социальные проекты, короткие метры. Возможно, следующим летом снимем полный метр. Это сложно, интересно и круто — что снова учишься.