Когда поют билетерши. Псковская драма в преддверии Пушкинфеста

Редактор «АиФ-Псков» расспросила арт-директора театра Андрея Пронина о подводных и надводных камнях нашего храма Мельпомены.

   
   

Недолюбили мы его, недолюбили….

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Андрей, театр блещет, здание во всей красе, а ложи почему-то не полны… В чем проблема?

Фото: Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

- Ложи иногда полны, но иногда, врать не буду, могли бы быть и многолюдней. Проблемы есть, но не хочется их выставлять напоказ. Наш театр немножко недолюбленный зрителями.  Давайте лучше скажем что-нибудь хорошее – артистам будет приятно.

- Ну хорошо. Недолюбленный - в чем причина? Вроде так ждали, так ждали, когда он откроется после ремонта, но валом зрители не повалили.

- Скажу честно, хоть и уволят меня потом за это: у нас очень высокие цены на билеты – до 900 рублей. Таких высоких цен в провинции нигде больше нет, если только в Южно-Сахалинске, но там и хлеб по 300 рублей.

- Стоп! А билет в кино? Самый дорогой 400 рублей - и «все билеты проданы». Разве можно сравнить Мельпомену с десятой музой?

- Это другая тема. Наш зритель почему-то считает, что театр должен стоить дешевле кино. Если бы билеты стоили от 100 до 300 рублей, был бы все время аншлаг и спрашивали лишний билетик, вне всякого сомнения. У нас высокие цены, потому что мы - один из немногих театров России, где  платят репетиционные, где артисты получают не только за выход на спектакль, но и за репетиции. И вот здесь дилемма: либо понижать цены на билеты, но тогда артисты не получат премиальных и останутся с зарплатой в 6 тыс. рублей, либо оставить цену билета такой.

Масло с икрой

- И как их труд оплачивается? Достойно?

   
   

- Они, конечно, считают, что их зарплата маленькая, но я могу сказать, что они получают больше, чем артисты некоторых петербургских театров.

- Ого! Значит, «нищие актеры» - не про них?

- Наши не как в тех петербургских театрах, о которых я говорил, не по 14 тысяч получают. Но они и не имеют возможности  сняться в сериалах, чтобы лишние 500 тысяч в карман положить. Да, надо стремиться, чтобы артисты получали больше, но сказать, чтобы нищенствовали, нельзя. Будем стремиться, работать над тем, чтобы они не только хлеб могли покупать, но и масло, и икру.

- Почему полный зал на некоторых спектаклях?  Я имею в виду «Ревизора». Или сработал эффект «Матильды» - гневное письмо на сайте губернатора?

- Спасибо автору письма, он помог нам продать спектакль. Думаю, проблему посещаемости решим. Да она уже выросла. Есть же специальные технологии!  А вечные восклицания: «Вы не то ставите, поэтому народ к вам не ходит», на самом деле лживы.

На "Ревизора" псковская публика ходит с удовольствием Фото: Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

Можно ставить черт знает что, и народ будет ломиться, а можно придумать гениальные спектакли, и никого не будет в зале. И у меня есть примеры недолюбленных театров, которые исторически мало привлекали внимание. Но ситуацию удалось сломать…

- Это где?

- В том же Южно-Сахалинске была обстановка, очень похожая на нашу. У них еще меньше населения - 150 тысяч человек, и еще больше зал – 800 мест. До того как Никита Гриншпун этот театр возглавил, там сидело полтора инвалида. А теперь спрашивают перед спектаклем лишний билет.

- У нас тоже такие времена бывали…

- Подобное много где было. В 1999 году в Питере,  в Театре «На Литейном», на премьере спектакля Владимира Туманова «Ночь Игуаны» в зале сидело 9 человек. Но эпоха поменялась, и начался театральный бум. Я в 90-е годы считал себя киноманом, собирал кассеты с фильмами, но было ощущение, что нас таких немного - пустые кинозалы. И вдруг слом, и киноманом стал каждый второй. То же самое случилось с театром в столицах в 2012-2014 годах. Это приходит и в регионы. На моих глазах так случилось в Краснодаре и стало модным ходить в театр. Оно и в Псков придет, исторические законы мы не можем игнорировать. И здорово, если случится при нас.

- Как-то вы сказали, что театр – это супермаркет…

- Слово неприятное, но он вынужден быть супермаркетом, потому что мы должны обслужить и тонкого интеллектуала, и соответствовать плохо слышащей бабушке, которой нельзя волноваться, и требовательной молодежи.

- А где молодежь, где подростки?

- Выпустили для самых маленьких «Год жирафа». Для школьников – «Чук и Гек», в перспективе еще один спектакль, и Дмитрий Дмитриевич (Месхиев, художественный руководитель. – Ред.) настаивает, чтобы это была современная пьеса, современный материал. И обязательно выпустим еще один спектакль для самых маленьких.

- Отнимете хлеб у Театра кукол!

- Не хотим этого ни в коем случае! Но мы обязаны и с детьми работать.

- Сейчас классами не ходят в театр. Почему?

- Школам запрещены принудительные культпоходы, дети могут прийти только самостоятельно. Но с другой стороны, может, это и хорошо. В свое время Корогодский запрещал культпоходы в Ленинградский ТЮЗ. Он считал «обязаловку» неправильной, ребенок должен ходить с родителями, а не с учительницей.

- Буквально на днях начнется Пушкинский театральный фестиваль. Каков «тайный сюжет» в этот раз?

- У нас три программы. С одной стороны - спектакли по Пушкину, с другой - по русской классике и с

третьей - спецпрограмма «Современные писатели на современной сцене». Правда, из-за того что финансирование скромное, они получились компактными: в спецпрограмме всего три спектакля. Это спектакли по произведениям поэта, прозаика и драматурга – все эти ипостаси есть у Пушкина.  Зрители увидят «Видимую  сторону жизни» по запискам Елены Шварц, выдающегося поэта второй половины ХХ века, «Свидетельские показания» прекрасного прозаика Дмитрия Данилова, спасибо ему, приедет лично и без гонорара. И замечательная «Подлинная история Фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» Олега Михайлова, одного из лучших русскоязычных драматургов.

По Пушкину ожидаются три спектакля: «Выстрел» Казанского ТЮЗа, «Повести Белкина» с  Данилом Стекловым, молодой московской звездой, артистом МХТ, внуком Владимира Стеклова, и «Пушкин. Борис Годунов (Спектакль, который никогда не будет поставлен)» Льва Яковлевича Стукалова. И великолукский театр привезет «Смотрителя».

Из классики – два  Гоголя - «Женитьба» и «Ревизор» Петра Шерешевского, два Булгакова - «Собачье сердце» из Южно-Сахалинска и «Морфий» Петербургского «Этюд-театра».  И один Горький – «Мещане» Театра «На Васильевском».

- А что будет вишенкой на торте?

- Для каждого будет своя вишенка, титулованных спектаклей немало. Например, «Свидетельские показания» режиссера Семёна Александровского из Красноярска и «Собачье сердце» отобраны в программу «Маска плюс», попасть туда - большая честь. Они едут в Москву, но их покажут у нас раньше. Кстати, «Свидетельские показания» пройдут в Приказных палатах.

- Почему так поздно, в 21 час?

- Главный режиссер Красноярской драмы Олег Рыбкин дал красноярцам один дополнительный выходной – вторник. В воскресенье они играют спектакль, садятся в самолет, чуть спят и утром в среду им надо быть в Красноярске.

 Полтора десятка Шариковых

- В позапрошлом году «Коляда-театр» взорвал город. Что-нибудь подобное ожидается?

- Для меня это было шоком, честно говоря, я не ожидал такой зрительской реакции, ведь театр Коляды очень любим народом, Хорошо, думаю, привезу народный театр. Но я не очень хорошо знал Псков, сегодня я бы этого не сделал.

- Но тогда мнения полярно разделились.

- Мы все же стремимся с Месхиевым делать фестивали, направленные на город, а не с которых уходят зрители.  И никого мы не хотим обидеть. Для любителей театрального авангарда покажем «Собачье сердце», интересный, умный спектакль, совсем не такой, как фильм у Бортко. Причем режиссер обманывает зрителя. Первое действие - почти фильм Бортко, а во втором на сцену выходит коллективный Шариков, которого играют полтора десятка артистов. Участие в действе примут билетерши нашего театра. Это обязательное условие.

- Они тоже Шариковы?

- Нет, они как раз противостоят Шарикову, борются с ним.

- А они уже знают об этом?

- На совещании поставим их в известность. Спасибо губернатору Сахалина Валерию Лимаренко, который выделил несколько миллионов рублей на приезд этого спектакля.

- Еще и за свои деньги они едут?

- Бюджет фестиваля всего 4 млн. На 10 спектаклей – маловато.

- Отец фестиваля Владимир Рецептер в этот раз приедет?

- Владимир Эммануилович категорически отказывается, человек он бескомпромиссный, сказал как отрезал. Конечно, его обидели, поступили некорректно, кто в этом виноват, он не хочет разбираться. С критиком Ириной Бойковой они делают свой фестиваль в Пушкинских Горах в июне, и я считаю, это здорово.

- Что-то из программы хотите отметить особо?

- Великий шекспировед Алексей Бартошевич приедет к нам читать лекцию. Еще хочу отметить «Видимую сторону жизни» Бориcа Павловича, которого я считаю одним из лучших режиссеров России. И искренне надеюсь, что он поставит у нас спектакль. Мы встали к нему в очередь. Ждем, когда приедут в качестве режиссеров Михаил Патласов и Айрат Абушахманов.

- Это реальные планы?

- Полтора года назад, если бы мне кто-то сказал, что псковский театр номинируют на «Золотую маску», я бы не поверил. А теперь это реальность. 

Досье
Андрей Пронин. Родился в Иваново в 1976 году. Окончил исторический факультет СПбГУ, специализация – история русской культуры. Соучредитель премии «Прорыв», арт-директор фестиваля «Точка доступа», театральный критик. С 2016 года – арт-директор Псковского театра драмы.