Потрясён Карелией
Встреча с мэтром отечественного кинематографа проходила в кинотеатре «Калевала», самом большом в городе. Главной её частью стал показ картины Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе «Магнитные бури», удостоенной в 2003 году высшей награды фестиваля «Киношок». «Бури» - ещё одна яркая работа творческого тандема Абдрашитов-Миндадзе в области так называемого игрового кино. К сожалению, рядовым зрителям почти неизвестная, в отличие от прежних, успевших в лучшие для российского кинематографа времена попасть в кинопрокат: «Остановите Потапова!», «Охота на лис», «Плюмбум, или Опасная игра», «Парад планет», «Слуга» и другие. Но вернёмся к фильму «Осень». Эта картина режиссёра Андрея Смирнова снималась в Карелии. Как рассказывал Вадим Юсупович, много лет назад, будучи студентом ВГИКа, он проходил практику на съёмках этого фильма. И за два месяца студпрактики будущий режиссёр, по его словам, «испытал потрясение от дивной красоты здешних мест».
Впечатление оказалось настолько сильным, что ещё через много лет, когда уже титулованному режиссёру Абдрашитову понадобились живописные пейзажи к его новой картине «Слуга», снимать их он с оператором и художником приехал не куда-то, а в Карелию.
Фильм «Магнитные бури», которым и открывался «Сталкер» в Петрозаводске, не похож на все прежние работы мастера. И своим содержанием, и своей судьбой. Если картину «Парад планет» многие и до сих пор помнят, то увидеть увенчанный «Никой» за лучшую режиссёрскую работу фильм «Магнитные бури» можно было только на кинофестивалях. Вот и петрозаводчанам выпала удача посмотреть талантливую отечественную картину без платы за вход, по случаю благотворительной акции правозащитного фестиваля «Сталкер». Да ещё и со вступительным словом самого режиссёра, общение с которым почитают за честь многие мировые знаменитости.
Горькая правда
Однако тема «Сталкера» далека от гармонии тихого утра в приветливом городе. «Магнитные бури» Абдрашитова будоражат нервы горькой правдой о нынешнем фактическом бесправии большинства людей. Режиссёр счёл нужным уточнить:
- По большому счёту, картина о правах человека - это любая хорошая картина. Если она о живых людях, их характерах, чувствах, переживаниях, то это уже о правах человека. О правах на счастье, на дружбу, на любовь… «Магнитные бури» - картина о правах на простое человеческое счастье. Герои фильма, молодые супруги, оказались его лишены.
Наша картина про это. Про то, как некие магнитные бури, не те, что связаны с деятельностью светила, а магнитные бури внутри каждого из нас, могут разрушить жизнь, нашу и близких людей.
А задача власти чаще всего - эти внутренние наши магнитные бури как-то «взлопатить» и ловко ими манипулировать. И об этом тоже наш фильм. О том, как люди, не понимая толком, чего они хотят, начинают калечить свою жизнь. Стихийный поход на баррикады - и есть акция собственного если не суицида, то, во всяком случае, изменения собственной судьбы в худшую сторону. Власть делит собственность, вовлекая, заталкивая в этот процесс людей. И мы должны быть бдительными, различать, где наши интересы, а где только интересы власти. Обратите внимание: вдохновителей столкновения и побоища в этом фильме мы не видим. Власть, как всегда, где-то на втором плане, наблюдает. Картину замечательно снял оператор уже из поколения наших учеников… Хочется, чтобы картина привлекла молодёжь. Хотя на это сегодня мало шансов.
Смотрите также:
- Борис Хлебников: «было очень стыдно от того, как хотелось приз» →
- Киноискусство без границ. Автор сам устанавливает рамки или нет →
- Л. Ярмольник. Очищение от ширпотреба →