Канны-2009: ветвь для ведьмы

   
   

Правда, два главных приза жюри под председательством  французской актрисы Изабель Юппер присудило фильмам, имевшим успех у критиков и публики. «Золотая пальмовая ветвь» досталась австрийцу Михаэлю Ханеке за картину «Белая лента», а второй по значению Гран-при - «Пророку» француза Жака Одийяра.

«Бу!» вместо оваций

Действие «Белой ленты» разворачивается в немецкой деревне в 1913-1914 годах, где одно за другим происходят странные события, сопровождаемые увечьями и смертями. Эти так и не раскрытые преступления, взрывы бытовой жестокости - предтеча мировых войн. Михаэль Ханеке сделал кино чёрно-белое, сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом. Но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей.  

«Пророк» Жака Одийяра - отлично сделанное остросюжетное кино. Мы с напряжением следим за тем, как герой-араб пытается выжить во французской тюрьме, становясь ключевой фигурой в борьбе этнических мафий. Для Франции этот фильм имеет явную актуальность и социальную значимость.

Но вот дальнейшие решения жюри вызвали резкую поляризацию мнений. «Резня» филиппинца Брийянте Мендосы получила самую низкую оценку критиков, но именно этот фильм был удостоен приза за лучшую режиссуру. Студент школы криминалистики, будущий полицейский, ради приработка становится соучастником зверского убийства проститутки - с пытками, насилием и расчленением трупа, части которого бандиты в знак устрашения разбрасывают по всему городу.  Присуждение этого приза было встречено залом криками «Бу-уу!».

Право на насилие

Но самый большой конфликт произошёл вокруг нового фильма Ларса фон Триера «Антихрист». Триер, чьи «Танцующая в темноте» и «Догвилль» были возведены в Каннах в ранг шедевров, несколько лет назад пережил жестокий кризис и впал в нервную депрессию. А потом написал сценарий на двух актёров (Уиллема Дефо и Шарлотту Гензбур) - о муже и жене, чей ребёнок выбросился из окна во время их полового акта. И о том, как они бегут от депрессии в густой лес, населённый дикими животными и птицами. Но вместо утешения погружаются в сатанинский хаос, правящий миром, - в темноту своих страхов и бездну разрушительной сексуальности. Мужчина выглядит при этом самонадеянным глупцом, женщина - взбесившейся ведьмой.

В «Антихристе» хоронят заживо, увечат половые органы и мастурбируют с брызгами крови. Журналисты и публика  реагировали на этот фильм крайне негативно, особенно на финальный титр - «Посвящается Андрею Тарковскому». А экуменическое (религиозное) жюри сделало специальное заявление по поводу  Ларса фон Триера, который «показывает женщину как существо без лица и без души, практически как ведьму, достойную сожжения на костре». Поэтому присуждение главным жюри приза за лучшую женскую роль Шарлотте Гензбур (дочери знаменитого певца Сержа Гензбура и актрисы Джейн Биркин) было встречено крайне неоднозначно. Насколько далеко имеет право заходить художник в нарушении всех моральных табу - этот актуальный во все времена вопрос заново всплыл на Каннском фестивале.

А вот былые провокаторы Педро Альмодовар и Квентин Тарантино выглядели ныне почти консерваторами. Грустная мелодрама Альмодовара «Разорванные объятия» вовсе осталась без призов. А чёрная комедия Тарантино «Бесславные ублюдки» оказалась совсем не такой циничной, как ожидалось. Её герои - члены элитного отряда американских военнослужащих-евреев - наводят ужас на нацистов и устраивают теракт в парижском кинотеатре, где собралось всё руководство Третьего рейха во главе с Гитлером. Сыгравший в этой картине эсэсовского полковника Кристоф Вальц удостоен приза за мужскую роль.

В этом году в Каннах российских картин в конкурсе не было. И всё же в программе «Особый взгляд» показали «Сказку про темноту» Николая Хомерики и «Царя» Павла Лунгина. В первом обратила на себя внимание игра Алисы Хазановой в роли одинокой милиционерши, во втором - Петра Мамонова (Иван Грозный) и Олега Янковского (митрополит Филипп). Эта роль стала последней в кинобиографии выдающегося актёра.

Смотрите также: