Не хочется лишний раз делиться с читателем такими «откровениями», но, господи, какой труд, какой пот, какая ежедневная пахота стоит за всей этой чудесной легкостью! Ещё раз задуматься о «цене успеха» заставила встреча с художественным руководителем, главным балетмейстером образцового танцевального коллектива «Русские узоры», работающего под крылом областного Дома детского творчества «Радуга», Ириной Казимир. Детского, заметим, коллектива!
Практически профессионалы
«Русские узоры» на момент нашей встречи только что вернулись из Чехии, где взяли Гран-при на престижном конкурсе «Пражский звездопад» - он ежегодно проходит в Карловых Варах. И для того, чтобы туда попасть, надо ох как себя показать. «Русские узоры» и показали - на петербуржской «Золотой осени». «А ведь мы ещё и единственный псковский коллектив, который выступал на кремлёвской сцене. Это в декабре было», - вспоминает вдруг Ирина Владимировна.
На вырвавшийся вопрос «Что же вы в декабре промолчали?» балетмейстер пожимает плечами. Она действительно только что вспомнила об этой странице истории ансамбля. Это не пренебрежение успехом, это занятость. И очень высокая. Например, сразу после Карловых Вар основной состав ансамбля (самая взрослая группа, «это уже практически профессионалы», - рекомендует их Ирина Казимир) отправился в Брянск на Всероссийский конкурс народных ансамблей песни и пляски. Вернулись оттуда только в понедельник с дипломом лауреата, войдя в десятку лучших танцевальных коллективов страны. В июле уже «светит» поездка в Гамбург.
Кто-то приходит в ансамбль сам, кого-то мамы приводят. «У нас окружение-то не очень благополучное, залы находятся в таком месте – общежития кругом. Бывает, приводят к нам детей оттуда, и они в совершенно другую атмосферу попадают. И сами меняются!» - признается Ирина Казимир. В её коллективе, кстати, царит полное гендерное равенство: сколько мальчиков, столько и девочек.
Неужели им нравится?
Занимаются дети по 4-5 раз в неделю. «Неужели нравится?» - тихо ужасаюсь я. «Нравится!» - убежденно произносит Ирина Владимировна. Она вообще придерживается мнения, что искусство должно воспитывать. Как подспудно, так и практически. Если «звезда» непрофессиональной сцены пропускает три-четыре занятии, то руководитель группы звонит родителям. Общими усилиями устанавливается, что «звезда», грубо говоря, загуляла. «А если нет? Если в школе большая занятость?» - робко уточняю я. «Конечно большая. Но захотят успеть, успеют всё», - жёстко подводит черту Ирина Владимировна. Да, раз вкусив этого волшебства сцены - аплодисменты, известность, успех… В общем, трудно уйти назад в тень. Чем педагоги и пользуются при родительской поддержке.
У ансамбля очень сильный родительский комитет, половина решения проблем – на нём. Родители сопровождают на выездах, оплачивают расходы. С этим сурово: костюмы, поездки – всё стоит денег, расходы все несут равные, по-честному.
«А если, допустим, девочка за время каникул округлилась?» - задаю провокационный вопрос. «Над этим мы работаем, - соглашается Ирина Владимировна. – Исключаем мучное!»
Однако надо смотреть правде в лицо: жизнь профессионального танцовщика на сцене коротка, а непрофессионального – ещё короче. Почему, действительно, люди всю жизнь не танцуют, раз уж им это доставляет удовольствие? «Девчонки замуж выходят, мальчишки женятся. Тут-то и начинается, скажем так, ревность к танцу», - пожимает плечами Ирина Казимир. Ну да: маленькие детки – маленькие бедки.
Впрочем, это не про них. У «Русских узоров» - большие планы. И тот, кто хочет, тот добьётся их исполнения. А хотеть они умеют. Этому здесь тоже учат.
Смотрите также:
- Жизнь с народной интонацией. О шоу-бизнесе, культуре и русской песне →
- Идём дорогой чудной, дорогой музыки… →
- Танцевальный квартет "Романтика" →