Тут вам не ТО. К чему привели изменения правил прохождения техосмотра?

Александр Сидоренко / Псковское агентство информации

В конце 2021 года президент России Владимир Путин подписал документ, который изменил правила прохождения техосмотра (ТО) для транспортных средств. Для основной массы автомобилистов ТО стал добровольным. «АиФ-Псков» узнал, для кого эта процедура осталась обязательной, как в новых условиях будут работать страховые компании и что ждёт центры техосмотра в Псковской области.

   
   

По доброй воле

Вопрос о том, надо проходить техосмотр или не надо, давно волновал автовладельцев. В допандемийный период всё было понятно — для обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) нужна была диагностическая карта. Потом законодательство несколько изменилось, появилось требование проходить ТО только в аккредитованных центрах с проведением фотофиксации процедуры. Однако, их количество оказалось недостаточным и введение новшества отложили. Потом случилась пандемия и в 2020 году ОСАГО в какой-то период можно было выдавать без диагностических карт.

В прошлом году с техосмотром продолжили проходить метаморфозы. Так, с августа диагностическая карта стала необязательной для получения ОСАГО. Правда, тогда страховые компании говорили о том, что в случае ДТП будут спрашивать документ о техосмотре и смогут отказывать в выплате при его отсутствии. Параллельно же шла разработка законопроекта об отмене обязательного ТО. Это нововведение вступило в силу с 30 декабря 2021 года.

Теперь диагностическая карта нужна только для грузовых автомобилей, автобусов и машин, которые используются для таксомоторных перевозок. Для остальных авто- и мотовладельцев процедура является добровольной.

Однако есть несколько исключений. В частности, диагностическую карту спросят при постановке на государственный учет транспортного средства старше четырёх лет; при проведении регистрационных действий, связанных со сменой владельца, если автомобиль или мотоцикл опять же старше четырёх лет; при регистрации, связанной с изменением конструкции транспорта или заменой его основного компонента.

Проверки на дорогах

Что касается ОСАГО, то страховые компании теперь продают полис без диагностической карты и не должны её требовать в случае аварии. «Страховые компании утверждают, что диагностическая карта в случае ДТП будет не нужна, но как окажется на деле, посмотрим», - рассказала нашему изданию менеджер по страхованию АО «Автосалон 1» (официальный дилер Hyundai) Евгения Лобанова.

   
   

При этом в УГИБДД УМВД России по Псковской области «Псковской правде» пояснили, что у страховых компаний есть «право регресса», если будет установлено, что у автомобиля до аварии имелись технические неисправности. Другими словами, страховая сможет взыскать с владельца неисправного авто средства, затраченные на его ремонт после ДТП. В то же время федеральные СМИ со ссылкой на представителей Российского союза автостраховщиков пишут, что если на автомобиль будет диагностическая карта, то уже никакие регрессные требования предъявить не получится.

Для ГИБДД, как заверили нас в ведомстве, наличие документа о техосмотре не имеет значения. С одной стороны, любая неисправность может возникнуть и через 100 метров после выезда из пункта ТО, а с другой — в случае серьёзного ДТП назначается автотехническая экспертиза для того, чтобы установить истинную причину аварии.

Инспекторы могут и без ДТП проверить техническое состояние автомобиля и здесь даже наличие диагностической карты не спасёт от наказания, которое предусмотрено 12.5.1 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

В прошлом году Госавтоинспекция Псковской области получила 54 прибора технического диагностирования. Они позволяют проверить исправность рулевого управления, тормозной системы, высоту протектора шин, уровень дымности выхлопных газов, светопропускание стёкол.

Инспектор в рамках надзора может остановить любой автомобиль, который вызывает у него вопросы, и провести проверку технического состояния. Кроме того, регулярно проходят тематические рейды. Так в 2021 году в течение четырёх недель проводились массовые проверки, которые были вызваны увеличением числа ДТП с участием технически неисправных машин на 40% по сравнению с 2020 годом.

В ГИБДД пояснили, что при выявлении неисправности рулевой рейки, тормозной системы и стеклоочистителя эксплуатация автомобиля должна быть прекращена и он отправляется на штрафстоянку. В остальных случаях машина может продолжить движение, но при этом автовладельцу даётся 10 дней на устранение неполадки, по истечение которых он обязан предъявить исправное транспортное средство в ГИБДД. Придётся ещё и оплатить штраф в 500 рублей.

Под честное слово

Опасения вызывает работа такси. Для них техосмотр остался обязательным, но вопрос в том, что далеко не все занимаются частным извозом легально.

Как заявил «АиФ-Псков» Игорь Смирнов, руководитель являющегося сертифицированным таксопарком Яндекс.Такси ООО «Манхэттен Про», его компанию никто не обязывает проверять диагностические корты у водителей. Он уверен, что страховая компания при выдаче полиса ОСАГО непременно спросит у водителя документ о ТО.

К слову, с 1 марта штрафы для тех, кто должен проходить техосмотр, но не сделал этого, вырастут до 2 тысяч рублей.

В случае с нелегальными таксистами это наказание применяться не будет. Как пояснили в ГИБДД, здесь идёт речь уже о незаконной предпринимательской деятельности. При этом автомобиль у владельца изымается, как предмет административного нарушения.

Легальность перевозок ГИБДД контролирует вместе с комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области. В рамках этой работы регулярно проводятся проверки и рейды.

Лишнее звено

Если отмена обязательного ТО облегчила жизнь водителям, то центры техобслуживания, те самые, которые ещё недавно проходили лицензирование, оказались в трудном положении.

«Наверно, закроемся в следующем месяце, нерентабельно», - заявил «АиФ-Псков» директор ООО «Автодиагностика ПСК» Максим Глинкин. Он отметил, что его коллеги в восьми регионах тоже уже сворачивают бизнес и добавил, что выживут только универсальные центры, которые работают и с легковым, и с грузовым транспортом.

В другом пункте ТО в Пскове - ООО «Инженер» - пока прекращать деятельность не намерены, но не исключают такого исхода, поскольку будет сложно платить зарплаты, налоги, оплачивать коммунальные услуги. Если в допандемийные времена здесь в день обслуживали по 17-25 автомобилей, то теперь — не больше пяти.

Руководитель великолукского ООО «Хрустаил» Вячеслав Помещиков тоже отмечает серьёзное снижение потока транспорта. Если в прошлом году сразу после новогодних каникул в центре техобслуживание прошли 24 автомобиля, то в этом — только два. «Мы обзваниваем наших клиентов, говорим о том, как важен техосмотр. Но убедить людей сложно, ведь они слышат из телевизора, что он стал добровольным. Так что я согласен с псковскими коллегами — ситуация сложная», - отметил Вячеслав Помещиков.

При этом он уверен, что ТО было полезной процедурой, поскольку позволяло владельцам выявить и устранить неполадки. «Вот приехала к нам женщина на техосмотр, а у неё в машине фары не горят. Тут же поменяли лампочки и она уехала уже на исправном автомобиле», - привёл пример руководитель ООО «Хрустаил». Он уверен, что далеко не каждый владелец постоянно отслеживает техническое состояние своего транспортного средства.

«Сейчас будет ездить кто угодно и как угодно, тут не приходится говорить о безопасности дорожного движения», - поддержал своего коллегу директор великолукского ООО «ПИК СЕРВИС» Юрий Кошельник. Однако закрывать свой центр техобслуживания он пока не намерен. «У нас универсальная линия, но всё равно основной поток - это были частные лица с легковыми автомобилями. Год только начался, поработаем, посмотрим», - заключил он.