Поддержанные авто. Сработает ли программа льготного автокредитования?

В России вновь заработала программа льготного автокредитования. Если раньше в ней были и автомашины иностранных брендов, собиравшиеся на российских заводах, то теперь, по понятным причинам, только отечественные марки. «АиФ-Псков» узнал, чего ждут дилеры после старта программы, покупают ли псковичи новые машины и какие тенденции в целом наблюдаются на авторынке региона.

   
   

Государство нам поможет

С середины июля в России снова заработала программа льготного автокредитования. Выгода с учётом господдержки при покупке новой машины составит до 20% от стоимости автомобиля. В отличие от предыдущих лет, в программе остались только отечественные марки: все модели УАЗ, LADA, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ. Главное условие - стоимость выбранной машины не должна превышать 2 миллиона рублей.

Кроме того, программа льготного автокредитования распространяется на электромобили марки Evolute. При их покупке экономия может составить до 35%, но не более 925 тысяч рублей.

Собственно, государство компенсирует участникам программы часть процентов по кредиту. На эти цели из федерального бюджета на 2022 год выделено 20,7 миллиарда рублей. Власти рассчитывают, что по льготной программе будут приобретены не менее 50 тысяч машин.

На то, что программа простимулирует спрос, надеются и псковские дилеры отечественных автомарок, однако давать какие-либо конкретные прогнозы пока не берутся. «Программа запущена не просто так, надеемся, что спрос вырастет и поможет отечественным производителям», – заявила «АиФ-Псков» руководитель службы маркетинга «Прагматика LADA Псков» Юлия Андреева.

Ставку автосалон делает на недорогие модели Lada Granta в усечённой комплектации. Юлия Андреева отметила, что первую поступившую в Псков партию таких машин раскупили достаточно быстро. «Многие не избалованы высокими комплектациями, для псковичей всё же решающим фактором остаётся низкая цена», – пояснила она.

Бренд-менеджер компании «УАЗ РРТ» в Пскове Любовь Демиденко также рассчитывает, что введение господдержки повысит спрос. При этом она пояснила нашему изданию, что провести какой-то сравнительный анализ по продажам не получится - салон УАЗ работает в Пскове всего два месяца. «Глобальные выводы по продажам мы пока сделать не можем, но абсолютно точно интерес у псковичей к нашим машинам есть. Поскольку у нас больше представлены коммерческие модели, то и покупают их, в основном, юридические лица», – рассказала Любовь Демиденко.

   
   

Кредитная история

Впрочем, некоторые эксперты авторынка, с которыми пообщался «АиФ-Псков», не исключают, что многие приобретению отечественного автомобиля с господдержкой предпочтут всё же взять кредит в банке и купить иномарку, привезённую, например, из Прибалтики.

Что же касается традиционных автокредитов, то по словам псковских автодилеров покупатели снова начали брать займы лишь совсем недавно. «Последние полгода число автокредитов падало: так было до начала июля. Интересные предложения у банков появились только после очередного снижения ключевой ставки», – отметила Юлия Андреева.

«Естественно, когда ставки были под 30% годовых, кредиты  брали единицы. Сейчас процентные ставки снизились – по спецпредложениям они составляют где-то 15-18%, а реальные же - в пределах 18-20%. Это уже совсем другая история – такой кредит многие могут себе позволить», – подчеркнул исполнительный директор ООО «Автосалон 1» (официальный дилер Hyundai) Дмитрий Минин.

В то же время, по данным псковских автодилеров, некоторые банки снизили не только процентные ставки, но и количество одобряемых кредитов. Ситуация по количеству сделок, совершённых с использованием заёмных средств, в автосалонах разная. Если Любовь Демиденко отмечает, что в их компании на кредитные сделки приходится порядка 30%, то Дмитрий Минин подчёркивает, что ситуация в корне поменялась в июле. «У нас 100% авто выданы в кредит – и новые, и машины с пробегом», – сообщил он.

Осеннее обострение

Дилеры говорят, что спрос на новые машины очень медленно, но растёт. «Трудности были после повышения цен и спрос, конечно, упал, сейчас он потихоньку приходит в норму. Людям нужно было время привыкнуть к новым ценам», – говорит Любовь Демиденко.

«В марте-апреле продажи резко упали, сейчас, можно сказать, идёт период застоя, но если программа льготного кредитования хорошо отработает, то рассчитываем, что к началу осени рынок начнёт восстанавливаться», – полагает Юлия Андреева.

Маркетолог компании «Чери Центр Псков» Галина Шульга замечает, что сентябрь – это всегда месяц подъёма продаж, и рассчитывает, что этот год не станет исключением. «Сейчас продажи не снижаются, есть незначительный рост, но не теми темпами, которыми он идёт в Санкт-Петербурге. Машины покупают, но не в таком объёме, как до февраля. Ждём повышения спроса к середине-концу сентября», – рассказала она «АиФ-Псков».

Более осторожен с прогнозами Дмитрий Минин. «Да, исторически осень - это самый сезон продаж, вплоть до Нового года. Но это было до пандемии 2020 года. В 2021 году мы видели резкий рост продаж в марте и июле – в месяцы, которые ранее не баловали дилеров шквальным спросом. А с учетом нынешней ситуации в геополитике, экономике, в силу многих ограничений в вопросе хранения и перевода финансов, да и в свете того, что люди, сделавшие накопления в валюте, не захотят менять её обратно по нынешнему более низкому курсу, думаю, что легкомысленно строить прогнозы «по привычке». Всё слишком быстро меняется», – заметил эксперт. Но обратил внимание на то, что паники на авторынке уже нет, а значит, люди готовы подойти к покупке автомобиля взвешенно.

Он говорит, что псковичи новые машины покупают неплохо, однако по многим брендам, которые есть в России, стоит вопрос с поставками. «Буквально недавно видел публикации в новостных источниках о том, что проблем с машинами нет – на одном складе импортера стоят 20 тысяч машин, на другом – еще столько же. Якобы, автомобили есть, просто дилеры их не выкупают их, потому что уже забиты машинами, выкупленными ранее по дорогим ценам. Но это не верно. Например, в 2020 коду Hyundai продали 365 тысяч авто в России. То есть теоретически 15-20 тысяч автомобилей – это запас дилерской сети на пару недель», - пояснил исполнительный директор компании-дилера.

Что касается цен на автомобили, в целом их рост прекратился и по сравнению с началом весны произошло даже некоторое снижение. В итоге машины одних марок подорожали примерно на 500 тысяч рублей, других – в два раза. В качестве примера такого скачка стоимости Дмитрий Минин привёл автомобиль Toyota Hilux, который ранее стоил около 4-5 миллионов рублей, а теперь очень хорошим считается предложение за 8 миллионов. «Есть импортёры, которые ушли с российского рынка. Сейчас у дилеров имеются остатки машин, которые теперь только дорожают, и дорожают, ценники уже дошли просто до неприличных сумм. Происходит это потому, что они стремятся окупить все расходы перед закрытием», - заметил эксперт.

Если с рынком новых автомобилей всё более менее понятно, то на вторичном, уверяют эксперты, ситуация довольно сложная. Когда автомобильные бренды начали уходить из России и стали стремительно расти цены, рынок поддержанных машин был на подъёме. Тогда крупные дилеры массово скупали машины с пробегом и перепродавали за высокую цену. Сейчас же покупатели столкнулись с тем, что в продаже остались машины в довольно печальном техническом состоянии, а если и появляется достойный автомобиль, то стоит он баснословных денег.

Звёздный час

В результате всех изменений в наибольшей выгоде оказались китайские автоконцерны. «Китайцы сейчас на коне. С поставками нет проблем, весь модельный ряд представлен», - говорит Любовь Демиденко, бренд-менеджер компании РРТ в Пскове - официального дилера Geely. Она уверяет, что к автомобилям из Поднебесной сейчас присматриваются те покупатели, которые ранее предпочитали немецкие, французские, корейские бренды.

Галина Шульга также отмечает, что с поставками Chery проблем нет, немного подождать придётся только некоторые модели и комплектации.

Конкуренции с более дешёвыми автомобилями российского производства в псковские дилеры не боятся. «Мы не особенно переживаем. У наших машин даже в базовой комплектации более хорошее оснащение, да и резина стоит от давно зарекомендовавшего себя производителя», – заявила Галина Шульга.

Дмитрий Минин считает, что сейчас в Россию начнут заходить и новые для нашей страны китайские бренды. Однако тенденция такова, что дешёвых марок ожидать не стоит, в Россию пойдут машины премиум-сегмента.

«Недорогой сегмент на нашем рынке уже закрыт определенными брендами. Самые «экономные» варианты до нас не дойдут, просто потому что рассчитаны на внутренний рынок и не будут приняты другими рынками. А вот закрыть образовавшуюся брешь на Российском рынке премиум-сегмента Азия и хочет, и очень даже может. Genesis тому яркий пример. Вопрос в том, готов ли житель России голосовать рублём за китайский премиум», – заключил эксперт.