Машины времени. Или история на колесах в одном приусадебном участке

АиФ-Псков

   
   

«Урал» и «макака»

На этот своеобразный паркинг обратит внимание любой, кто собрался в Старый Изборск. Обратит и, если не спешит, то обязательно заглянет – благо, что за просмотр платить не надо. Если, конечно, не захочется добровольно и без всякой таксы помочь старому механику в его необычном увлечении. Сам же Александр Илларионович может рассказывать про своих «железных коней» без остановки.

Начинаем наше знакомство с двухколесного ряда. Сейчас в моде крутые, да навороченные, а раньше те же самые велосипеды делали без особых изысков, но надежно.

- Вот полюбуйтесь: отличная советский машина Харьковского завода. Рама до сих пор цела. – продолжает Попов.- А вот знаменитая «макака» минского завода – мечта любого деревенского мальчишки семидесятых годов прошлого столетия.

Нашлось место на стоянке и легендарному «Уралу», хвалу которому вознесла еще группа «ЧиЖ и Ко» в незабвенном композиции «Урал Байкер Блюз». Здесь же притулился и ИЖ-56 1961 года выпуска.

- Очень хороший мотоцикл, на полном ходу. – любовно поглаживает его бока коллекционер. – До сих пор люблю на нем прокатиться. Мощность -18 лошадиных сил! Ну, просто танк среди мотоциклов!

Подходим к семейству мотороллеров. Один из них - «Вятка», название которого многим советским домохозяйкам сразу бы напомнило об одноименной стиральной машине. Выпускался этот агрегат в городе Вятские поляны Кировской области.

   
   

По словам нашего собеседника, вся прелесть этой машины заключалась в том, что на ней был установлен вентилятор, поэтому для охлаждения двигателя не нужно все время набирать скорость – можно было ехать медленно, но мотор все равно охлаждался. А вот реальная мечта дачника эпохи застоя – мотороллер «Муравей-2» с кузовом. В этом кузове запасливые хозяева, как муравьи, могут за несколько рейсов перевезти весь богатый урожай со своих «шести соток».

- В России сейчас такие нигде не выпускают, а он мог бы быть очень востребован. Дня не проходит, чтобы меня не попросили его продать. Заводится стартером, как автомобиль, есть и задний ход. Причем скорость такая же, как и вперед, если мастерство водителя позволяет.

«Победа» или «Опель»?

Так постепенно от двухколесных агрегатов переходим к отечественным вездеходам. К таким до недавнего времени относился ЛУАЗ-969А (1975 г.в). Сам он внешне неказистый, но охотники и рыболовы его по-прежнему ценят, так как у машины есть все опции внедорожника: едет на переднем мосту, может переключить задний, включить пониженную и заблокировать дифференциал...

- В общем, УАЗ нервно курит в сторонке. – улыбается Александр Илларионович. - Потому что он тяжелый, а этот легкий. Если откроете газеты, то везде в разделах «Куплю», «Ищу» вы обязательно встретите этот автомобиль. Пользуется спросом!

Есть на этой стоянке и совсем эксклюзивные модели. К ним можно отнести и «Москвич-400», 30 л.с.

- Моей модели уже шестьдесят стукнуло, но его подлинную историю знает не каждый. На самом деле это довоенный «Опель-кадет», который стоял на вооружении Вермахта. Когда война закончилась, все производство осталось на территории, занятой американцами. – поясняет Попов, - Наши хотели купить у них завод, но поскольку за океаном уже ушли вперед в автомобилестроении, то отдали всю линию просто так. В итоге в ноябре 1946 года в Москве на заводе малолитражных автомобилей с конвейера сошел первый автомобиль.

Немаловажная подробность: на этом московском «опеле» Александр Илларионович иногда ездит по своим делам в Псков и никакое ГИБДД не остановит: все документы в полном порядке.

А вот еще одна жемчужина коллекции: легендарная «Победа» (1953 г.в.), который выпускался на заводе имени Молотова (Горький). Увы, но и тут с авторскими правами не все благополучно: по словам нашего экскурсовода, машина была скопирована с немецкого «Опель-капитана». При этом его дизайн оказался настолько удачным, что его использовали не только в Советском Союзе, но и американцы, англичане, а поляки выпускали эту модель под громким именем «Варшава».

- Завод получил задание на разработку новой машины еще в 1943 году, когда шла война. Первая «Победа» была выпущена в июне 1946 года. Кстати, при изготовлении двигателя, конструкторы кое-что позаимствовали у «Доджа». Только у американской версии было шесть цилиндров, а советской модели - четыре. Сэкономили, а жаль! Слабенький, конечно, получился моторчик: всего 50 лошадок, зато машина весит почти две тонны, - комментирует А. Попов.

Берегись, автомобиля!

Есть в этом модельном ряду и отечественная кинематографическая классика, любимая Юрием Деточкиным - мощная, как корабль «Волга» ГАЗ-21. Но среди известных экземпляров попадаются и вовсе уникальные. Например, «Баркас-Б-1000», который делали в Восточной Германии.

Всего таких сошло с конвейера около 170 тысяч машин разной модификации: бортовые, фургоны, грузовички. На машинах стоял трехцилиндровый двухтактный мотор, как на мотоцикле, поэтому бензин нужно было обязательно разбавлять маслом. Несмотря на небольшую мощность - 50 л.с. – машина успешно разгонялась до 120 кмч.

У «Баркаса» есть еще одна интересная деталь – велосипедный режим коробки передач. Попробовать прокатиться на нем можно будет очень скоро – как только привезут двигатель.

Тут же можно увидеть и знаменитую полуторку - ГАЗ-51 – именно такую машину утопил незадачливый киногерой Леонида Харитонова в популярном фильме «Солдат Иван Бровкин». В этой же модельной линии и РАФ 33-111, который выпускался в Риге. К слову, очень редкий: мало кто знает, что этот грузовой вариант поставлялся только в Москву, для обслуживания телефонной сети.

- Как ни странно, но в столице не осталось ни одного. Если верить Интернету, один сейчас в Анапе, второй в Белоруссии, и третий у меня. - не без гордости заявляет Александр Илларионович.

Вполне уместный вопрос: если восстанавливать машину, то где брать запасные части? - Использую для этого машины-доноры, а что-то сам приспосабливаю. – продолжает владелец. – Но есть и такие экземпляры, которые достаются в полном порядке.

При этом Александр Илларионович показывает на «Запорожец-965», который на самом деле является точной копией Fiat-500. На нем есть даже люк, который делали только на первых автомобилях.

- Машина-легенда, - похлопывая по стальным бокам, приговаривает Попов. – Друг подарил. Ему уже за 80. Говорит, забери эксклюзив, а то ведь жалко сдавать на металлолом. Машина – моя жизнь. Она как член семьи и в отличном состоянии, хоть в Москву поезжай!

Ну а если кто-то не верит, то убедиться в этом можно в любой день – благо до усадьба Александра Илларионовича всего-то километров 20 по Рижской трассе.

Мария Маркова,

На снимках автора - раритеты Попова.

 

 

 

Смотрите также: