Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль, проблемы которой касаются абсолютно всех. Хорошее жилье не только материальная ценность, но и условие для создания крепкой семьи, благоприятный фактор для поддержания здоровья, а для некоторых категорий граждан и визитная карточка. Что нас ждет в ближайшем будущем? Как и где жить будем? "Коммунальные" вопросы наших читателей мы задали заместителю главы Пскова Ивану Цецерскому.
Общее: делим на всех
- Иван Николаевич, сейчас много говорят о средствах Федерального фонда капитального ремонта ЖКХ. Кто и как может их получить?
- В этом году мы попали в заявочную кампанию фонда, и городу уже определены финансовые средства на ремонт жилого фонда. Несмотря на то что деньги поступят в конце года, заявленные дома финансироваться будут. В первую очередь это дома длительной эксплуатации, так называемое ветхое жилье. Что касается заявочной кампании на следующий год, то она закончится 20 октября, так что нужно спешить.
Чтобы получить фонды, жильцы должны обратиться с соответствующим заявлением в Жилищный комитет администрации города Пскова. 5% от суммы, необходимой на выполнение ремонтных работ, жильцы должны внести сами. На деле это выглядит так. Допустим, на ремонт кровли в 100-квартирном доме нужен один миллион рублей. 5% - это 50 000. То есть взнос с каждой квартиры составит всего по 500 рублей, остальную сумму выделит государство.
- Раньше жители первых этажей не платили за лифт. А теперь?
- Сейчас лифт расценивается как общее имущество дома, и все жильцы несут за него солидарную ответственность. Слово "общее" говорит о том, что имущество принадлежит и тем, кто живет на первом этаже, и тем, кто живет на девятом. Люди общаются друг с другом, особенно если в квартире живут дети, и сказать, что, живя на 1-м этаже, они не будут пользоваться лифтом, было бы неверно.
Сложные рычаги для УК
- Многие люди с низкими доходами обеспокоены ростом квартплаты.
- Изменение в оплате не ударит по карману квартиросъемщика. Закон позволяет взимать квартплату не более 20% от дохода. Те, у кого эта сумма больше, имеют право на государственные дотации. Закон распространяется и на услуги управляющих организаций. Если пенсия составляет 3000 рублей, а квартплата - 700 рублей, то 100 рублей управляющей организации доплачивает за квартиросъемщика город.
- Легче было работать с управлениями микрорайонов или сейчас с управляющими компаниями?
- Люди больше доверяли управлениям микрорайонов. На них власть могла влиять. Руководители этих структур назначались и освобождались от работы администрацией города, мы имели право проверять финансово-хозяйственную деятельность. Проверить деятельность УК закон нам не разрешает. А люди, возглавляющие эти компании, далеко не всегда отличаются порядочностью. Некоторые просто хотят урвать деньги, создают фирмы-однодневки.
Даже если жители расторгают договор, тех денег, которые мошенники собрали, не вернуть. Мы пытаемся найти рычаг влияния на УК, но это очень сложно. Закон нас обязывает оказывать им всяческое содействие, в том числе и в вопросе выделения финансов. Мы пытаемся влиять на их деятельность за счет этого, но сильную степень ответственности УК придумать сложно. Решение могут принять в конечном итоге только сами жители. Могут вмешаться органы прокуратуры, если обнаружатся нарушения финансовой дисциплины, но такое вмешательство происходит обычно позже, чем хотелось бы. Поэтому, если УК не выполняет условия договора, стоит серьезно задуматься о том, кому и за что вы платите деньги. В таких случаях нужно обратиться с письмом в УК, в нём указать на неэффективность использования средств, выделяемых на содержание многоквартирного дома. Дать срок на реагирование - неделю, 10 дней. И указать, что в случае невыполнения требований заключенный с ними договор будет расторгнут через проведение общего собрания. Договор считается расторгнутым, если за это проголосовало 50% собственников квартир.
Выгоду от реформ ЖКХ еще никто не осознает, потому что привыкли ждать, что кто-то все решит. Сейчас ситуация меняется. Жильцы сами являются хозяевами своего дома. Это надо всем понять: вы хозяева всего дома и прилегающей к нему территории. Хотите благоустраивать - делайте. Только решайте это коллективно. На это можно получить средства из местного бюджета.
Сносить за свой счёт?
- По действующему законодательству собственники обязаны снести за свой счет аварийный дом, имея за собой лишь право продать находившуюся под ним и прилегающую территорию. В крупных городах отмечалась тенденция к расприватизации жилья. Москва, Петербург сносят отслужившие свое пятиэтажки и предоставляют людям новое жилье. Что ждет псковичей?
- Мы подсчитали потребность города в средствах, необходимых для приведения жилого фонда в состояние, пригодное для эксплуатации и проживания. Потребуется примерно 1,5 миллиарда рублей. По совокупному бюджету на три года мы получим около 800 миллионов. Следовательно, только наполовину решим проблему. Выделяемые на три года деньги еще и не индексируются. Уже сегодня через Министерство регионального развития мы ставим вопрос об увеличении выделяемых финансовых средств и очень надеемся быть услышанными. Если этого не произойдет, то имеющийся фонд мы будем приводить в порядок примерно до 2015 года.
Федеральный фонд ремонта ЖКХ предусматривает выделение 40% финансовых средств на расселение жителей из аварийных домов. Людям предоставляется благоустроенное жилье в соответствии с нормой, установленной в регионе или в муниципальном образовании. На улице никто не окажется. Но эти средства предусмотрены только на расселение квартиросъемщиков, признанных нуждающимся до 1 января 2007 года. Если дом будет признан непригодным для проживания сегодня, то что делать с жильцами - неизвестно. Поэтому жители должны очень серьезно отнестись к предложениям инвесторов-застройщиков, когда им предлагают выкупать их жилье с предоставлением другого. Сейчас реконструируется центральная часть города и до пятиэтажек в ближайшие 10 лет руки не дойдут.
- Едешь по ухоженным улицам прибалтийских или белорусских городов и невольно завидуешь их жителям. Когда у нас порядок будет?
- Это как раз и стало одной из причин, по которой депутаты потребовали изменения модели управления городом. Пскову нужен грамотный сити-менеджер, способный компетентно заниматься хозяйствованием, руководить местными структурами администрации. Много надежд мы возлагаем на структуры, которые будут управлять городом после 14 марта 2009 года (окончания срока полномочий нынешнего мэра).
- Почему предприниматели не участвуют в облагораживании территории города?
- Они хотят участвовать. Наши предприниматели идут в ногу с современными технологиями благоустройства своего бизнеса. Они хотят видеть хорошие подходы к офисам, к магазинам, готовы потратить на это свои деньги. Но сейчас человеку, решившему благоустроить территорию около своего предприятия, в администрации города дают бегунок для согласований - собрать нужно более 20 подписей, да еще и за плату. Вместо предоставления льгот людям, готовым за свой счет благоустраивать город, мы требуем с них еще и деньги за согласования и чиним препоны. Это проблема, и мы сейчас над ней работаем.
- А не проще разработать общий архитектурный план благоустройства города, где каждая фирма будет отвечать за свой участок?
- В ближайшие месяцы будет разработан общий архитектурный план благоустройства Пскова, где каждая фирма будет отвечать за свой участок.
Смотрите также:
- Заполярные «избушки». Мурманчан уговаривают стать новоселами →
- Расселение из «деревяшек» →
- Для чего нам ТСЖ? →